Эво Моралес: Персона - Эво Моралес, президент Боливии

За что жители Боливии избрали Эво Моралеса на третий президентский срок, на что надеются они и какие задачи ставит перед собой сам Моралес
Tomohiro Ohsumi/ Bloomberg

Первая леди

Эво Моралес никогда не был официально женат. Роль первой леди выполняет его старшая сестра Эстер Моралес (на фото). У него двое детей от разных матерей - Ева Лиз Моралес Альварадо и Альваро Моралес Паредес. На вопрос, верит ли он в бога, Моралес отвечает, что верит в землю, маму и отца.

Царство кокаинового куста

Боливия - крупнейший производитель кокаина в мире (данные ООН). По данным United Nations Office on Drugs and Crime, плантации кокаинового куста в Боливии занимают 133 700 га, в Перу - 105 000 га, в Колумбии - 48 000. Хотя по закону Боливии для обеспечения внутренних потребностей засевать кокой разрешено не более 12 000 га. 28 июня 2011 г. Боливия вышла из Конвенции ООН о наркотических средствах 1961 г., а 12 января 2012 г. снова присоединилась - с оговорками о признании законным жевание листа коки на территории Боливии и культивирование кокаинового куста с этой целью. Против такой оговорки выступил президент России Владимир Путин, который внес в Госдуму законопроект, осуждающий оговорку Боливии, действия которой могут иметь «серьезные негативные последствия».

Эво Моралес стал первым президентом Боливии, переизбранным на третий срок. На недавних выборах он получил 61% голосов, опередив предпринимателя Самуэля Дориа Медину - представителя правоцентристского «Фронта национального единства» (данные чилийского издания La Segunda). Теперь 55-летний Моралес будет руководить страной еще пять лет. Минимум. Законы Боливии не ограничивают срок пребывания на президентском посту.

Впервые Моралес стал президентом в 2006 г. Он первый представитель коренного населения страны, индейцев, на посту главы этого государства за все 400 лет его истории. Неотъемлемой частью имиджа Моралеса являются листья коки, которые он, по собственному признанию, регулярно жует и любит демонстрировать на публике. Политическая карьера Эво Моралеса началась в районе Чопаре, где он возглавил профсоюз производителей коки. С тех пор идея легализовать выращивание этого растения, являющегося основой для производства кокаина, проходит красной нитью через все его выступления.

Детство президента

Эво Моралес родился в бедной крестьянской семье в деревне Исаллави на западе Боливии. «В нашем доме единственное, что было, это мешок кукурузы. Из нее моя мама готовила нам и завтрак, и обед, и ужин. По праздникам она давала нам немного вяленого мяса», - вспоминал свое детство в интервью боливийской газете Correo del Sur Моралес.

В семье Дионисио Моралеса Чоке и Марии Мамани было семь детей, но трудное голодное детство пережили только Эво и две его сестры. С ранних лет Моралес помогал своей семье в уборке сельскохозяйственных культур, а охраняя стада овец и лам, играл с самодельным футбольным мячом. Уже тогда он был большим поклонником футбола, а в 13 лет создал свою футбольную команду, став ее капитаном. Позже ему доверили тренировку регионального футбольного клуба. В детстве он совершал большие, до двух недель, пешие путешествия с отцом в другие районы страны, чтобы обменять овец на соль, картофель и кукурузу. «Представьте себе, до 14 лет я не знал, что такое нижнее белье», - рассказывал Моралес в интервью боливийской газете El Mundo. Хотя сельские учителя отзывались о нем как о способном ученике, Моралес так и не получил высшего образования. В пять лет он стал учиться в начальной школе в Исаллави, затем провел шесть месяцев на севере Аргентины со своей сестрой и отцом. Пока его отец собирал сахарный тростник, Моралес изучал испанский язык и продавал мороженое. Однажды во время школьной экскурсии Эво оказался в резиденции боливийских лидеров - дворце Кемадо, который позже ему пришлось охранять во время прохождения военной службы. Тогда Моралес пообещал своим друзьям, что станет президентом и сделает их всех министрами. «Когда это произойдет, я выслушаю каждого, кто захочет со мной пообщаться», - цитирует Моралеса Correo del Sur.

Боливия и кока

После окончания начальной школы Моралес поступил в аграрный технический институт Ориноки. Но не окончил его, не доучившись один год. В это время его семья переехала в город Оруро, там он поступил в местный институт, смог сдать все экзамены, но диплом о высшем образовании ему так и не удалось получить. После неудачных попыток окончить институт Моралес с 1977 по 1978 г. проходил воинскую службу в армии и охранял президентский дворец. В это время страна переживала постоянные политические кризисы. В 1971 г. произошел 187-й по счету военный переворот, возглавляемый полковником Уго Бансером Суаресом. В 1978 г. после его отставки к власти пришел новый президент - Хуан Переда Асбун. Долго ему у власти продержаться не удалось, вскоре после назначения он был свергнут военными-конституционалистами во главе с генералом Давидом Падильей Арансибиа. В 1979 г. после неудачных президентских выборов, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, военные передали власть временному президенту Вальтеру Геваре. Но через три месяца новым президентом впервые в истории страны стала женщина - Лидия Гейлер Техада. Сохранить стабильность в стране ей удалось только на один год, в 1980 г. в Боливии после очередного военного переворота началась гражданская война.

По окончании военной службы Моралес вернулся к своей семье. После того как шторм «Ниньо» уничтожил их дом и все продовольственные запасы, его родным пришлось вернуться в горный район Чопаре, известный огромными плантациями коки. Семье Моралеса удалось получить кредит для строительства нового дома и расчистить участок земли в лесу для выращивания риса, апельсинов, грейпфрутов, папайи, бананов и коки. Именно здесь Моралес научился говорить на языке южноамериканского индейского народа - кечуа. Регион Чопаре до сих пор остается особенным для Моралеса - во время своего первого президентства он регулярно его посещал, часто говорил о нем в своих выступлениях.

В 1981 г. началась широкая миграция населения в область Чопаре. В 1981 г. там жило не более 40 000 человек, в 1988 г. - уже более 215 000. Многие боливийцы надеялись, что они смогут заработать себе на жизнь выращиванием коки - цена на нее росла, к тому же ее можно культивировать до четырех раз в год.

Кока играет существенную роль в культурных традициях южноамериканского населения, а поставляется за границу в качестве ключевого ингредиента для изготовления наркотиков. В Андах, горах, простирающихся вдоль Южной Америки, местные народы до сих пор используют листья коки, они традиционно носят мешочек, в котором содержится дневная порция листьев с небольшим количеством извести или пепла от лебеды. Жители Боливии используют это вещество для выживания в тяжелых горных условиях, так как листья коки содержат много питательных веществ и заменяют другую пищу. Также кока используется для подавления чувства сонливости и против головных болей, связанных с низким давлением в горах. В прошлом кока считалась священным растением и применялась в религиозных церемониях народов Анд, сейчас она все еще используется в этих целях среди народов Перу, Боливии, Эквадора, Колумбии и Северной Аргентины. Легальный экспорт обработанных листьев растения хорошо налажен, они используются в производстве медицинских препаратов для анестезии, для изготовления косметики и даже в пищевой промышленности. И конечно, кока поставляется за границу для изготовления кокаина.

Профсоюзное прошлое

В Чопаре Моралес вступил в профсоюз производителей коки. Среди членов союза он получил прозвище Молодой Футболист из-за его любви к организации матчей во время собраний профсоюза.

В 1980 г. к власти в Боливии в результате военного переворота пришел генерал Луис Гарсия Меса. Он запретил все политические партии, а в 1981 г. по его приказу крестьяне, которые выращивали коку, были обвинены в незаконном производстве кокаина. За один день тысячи крестьян были жестоко избиты солдатами и заживо сожжены.

С приходом к власти представителя Демократического союза Эрнана Силеса Суасо ситуация стала только хуже. Он провел приватизацию значительной части государственного сектора при поддержке США, в том числе системы водоснабжения, цены на воду были взвинчены до предела, собирать дождевую воду было запрещено. В стране начались массовые протесты и уличные беспорядки. На фоне роста инфляции и безработицы (25% в 1983 г.) позиции Моралеса в профсоюзе стремительно росли. Но в 1983 г. из-за смерти отца Моралес временно отошел от своей профсоюзной деятельности и занялся делами отца. Тем временем борьба с производством коки только усиливалась, США оказывали давление на правительство Боливии и посылали свои войска для борьбы с крестьянами, занимающимися выращиванием листьев. Возмущенный действиями правительства и влиянием Вашингтона, Моралес вернулся к активной деятельности в профсоюзе. По словам одного из участников партии «Движение к социализму», в это время Моралесу предлагали компенсацию в $2500 за каждый ликвидированный акр коки. «Это были сумасшедшие деньги, но Моралес понимал, что кока - неотъемлемая часть боливийской культуры, миллионы крестьян имели традиционную связь с выращиванием кокаиновых кустов, они не хотели терять свои средства к существованию. Для него это был вопрос национального суверенитета, власти США выглядели в этих условиях настоящими империалистами», - рассказывает собеседник «Ведомостей», работавший с Моралесом в профсоюзе. Он же характеризует нынешнего президента: «Моралес всегда высказывает свое мнение просто и четко, всегда делает акцент на доверии и опирается на свою интуицию, иногда действует, руководствуясь приметами и своими снами. Моралес действительно сильный лидер, который внушает к себе большое уважение, он научился слушать и учиться у других людей, это неподкупный, обаятельный и воинственный человек».

На грани жизни и смерти

С 1984 по 1985 г. Моралес служил секретарем протокольной службы профсоюза, а в 1985 г. стал генеральным секретарем профсоюзного штаба. С 1984 г. члены профсоюза начали проводить серию акций протеста против принудительного искоренения коки, сооружали баррикады, организовывали голодовки, Моралес принимал активное участие в массовых шествиях и демонстрациях. В 1988 г. он был избран исполнительным секретарем Федерации производителей коки. В этом же году он стал свидетелем резни, в которой 11 фермеров были убиты патрульными сельской местности. На следующий день его самого избили и оставили умирать в горах. Его нашли только через несколько дней, и Моралес смог выжить. После этого Моралес начал привлекать местную вооруженную милицию к партизанской войне против правительства. В 1992 г. он совершил несколько поездок по Латинской Америке, выступая в защиту производителей коки. Моралес представлял коку как символ андской культуры. «США должны решать свои проблемы с наркотиками без вмешательства в дела Боливии. Я не наркоторговец, я выращиваю коку, культивирую натуральный продукт, который никак не связан с кокаином, наркотики никогда не были частью нашей культуры. После того как мы продали листья коки, наша ответственность за этот продукт заканчивается», - заявлял Моралес журналистам. Крестьян, занимавшихся выращиванием коки, Моралес представлял как жертв городской богатой элиты, на которую давят США путем внедрения неолиберальных экономических реформ. «Эти реформы проводятся в ущерб большинству населения Боливии и не отражают истинную волю большинства», - цитирует Моралеса BBC.

В 1993 г., после всеобщих выборов, ситуация в стране усугубилась: центристская партия Националистического революционного движения победила на выборах, и Гонсало Санчес де Лосада стал президентом. Он начал проводить политику шоковой терапии, провел экономическую либерализацию и масштабную приватизацию государственных активов. Для возобновления наступления против боливийских крестьян, занимавшихся выращиванием коки, де Лосада договорился с США о ликвидации 12 500 акров коки в обмен на $20 млн.

В 1994 г. Моралес был арестован - его обвинили в подстрекательстве к перевороту. В знак протеста он начал голодовку в тюрьме. На следующий день 3000 крестьян по всей Боливии прибыли в город Ла-Пас, где располагается правительство, и провели демонстрацию в знак поддержки Моралеса. Из-за отсутствия прямых доказательств подготовки государственного переворота и пристального внимания общественности к расследованию дела Моралеса освободили из-под стражи.

Но уже в апреле 1995 г. он был вновь арестован - на сей раз его обвиняли и в антиправительственных действиях. После освобождения он отправился в Аргентину и начал подготовку к созданию своей партии «Движение к социализму» (Movimiento al Socialismo, испанский акроним - MAS (от испанского названия) - означает «больше», именно MAS чаще всего в Боливии называют партией Эво Моралеса).

Лидер оппозиции

Партия объединила в себе профсоюз производителей коки и еще три других боливийских профсоюза, представляющих шахтеров, крестьян и коренных народов страны. «Наша партия объединяет всех, кто требует национализации промышленности, легализации коки и справедливого распределения национальных ресурсов», - цитирует Моралеса El Mundo. Правительство страны неоднократно обвиняло его в причастности к торговле кокаином. Партия приобрела большую популярность, опираясь в основном на широкое недовольство населения сельских и бедных городских районов. Кампания партии шла успешно, и на президентских выборах 2002 г. партия получила 20,9% голосов - Моралес занял второе место и стал лидером оппозиции. Его коренное происхождение и неожиданная победа моментально сделали его знаменитостью во всей Латинской Америке. Он развернул активную деятельность: резко критиковал политику правительства, ездил по миру, встречался с президентом Венесуэлы Уго Чавесом, ездил в Ливию и Швейцарию.

Тем временем в стране началась газовая война, серия массовых протестов. Основным требованием участников беспорядков была национализация газовой промышленности. Правительство обвиняли в продаже газа американским компаниям ниже рыночной стоимости. Гонсало Санчес де Лосада подал в отставку и бежал в Майами. На его место пришел Карлос Меса - он пытался соблюсти баланс между требованиями США и производителями коки, но население ему не доверяло, и в 2005 г. он подал в отставку, сославшись на давление Моралеса и беспорядки.

В январе 2006 г. новым президентом Боливии стал Эво Моралес, получив поддержку 54% населения при явке в 84,5%. Его успеху на президентских выборах способствовали антиамериканская предвыборная программа и обещания национализировать газовую индустрию и легализовать выращивание коки. «Этот листочек сформировал меня как личность, как политика, а теперь и как президента. Я не могу предать его, согласившись на требования американцев об уничтожении посевов, не могу предать миллионы наших крестьян, для которых лист коки священен и не имеет ничего общего с наркотиками», - сказал он в интервью боливийской газете El Deber.

Моралес-президент

Режим Моралеса можно назвать самым консервативным и самым радикальным режимом в истории страны, главное - с 2006 г. он обеспечивает Боливии политическую стабильность, чего не мог сделать ни один президент до него, считает Джеймс Петрас из канадского исследовательского центра CRG. По его мнению, союзники Моралеса - лидеры общественных движений всего мира, знакомство с которыми он приобрел во время своих многочисленных поездок по миру, а также руководители горнодобывающих компаний и сельскохозяйственные экспортеры. За время своего президентства Моралес отстаивал последовательность экономической политики, осуществлял жесткий контроль над госрасходами, обеспечивал профицит бюджета и увеличил уровень госинвестиций, считают эксперты из Foreign Policy. По сведениям Всемирного банка, с 2006 г. ВВП страны увеличился с $11,5 млрд до $30,6 млрд, ВВП на душу населения вырос с $1203 до $2867, в 3 раза увеличилось количество пользователей мобильной связи. Золотовалютные резервы страны составляют $15 млрд.

По мнению Джеймса Петраса, правительство контролирует забастовки и другие формы давления, как результат - банкиры и иностранные инвесторы получили возможность стабильно развивать свой бизнес. Тем не менее пока лишь малая часть госдоходов уходит на развитие социальных программ, основные средства остаются в банках, в лучшем случае правительство увеличивает расходы на инфраструктуру для облегчения транспортировки экспорта полезных ископаемых. Сейчас страна вывозит минеральное и сельскохозяйственное сырье, правительство поощряет крупные иностранные инвестиции в горнодобывающую промышленность и сельское хозяйство, рассказывает Джеймс Петрас. По его словам, Моралеса критикуют за то, что он не увеличил минимальную заработную плату, большинство рабочих и крестьян живут за чертой бедности, при этом он поддерживает власть капитала и бизнес-элиты, но это и есть его величайшее достижение: «Он смог создать политическую и социальную коалицию, в первые четыре года своего пребывания на посту президента он столкнулся с жесткой оппозицией региональной элиты самого богатого региона в стране Санта-Крус, но вместо военного подавления своей оппозиции пошел на переговоры и смог договориться с главными бизнесменами страны, теперь сельскохозяйственные производители получают субсидии и налоговые льготы, они стимулируют экспорт, а он проводит земельные реформы для безземельных крестьян, а мелкие землевладельцы получили право вести свой бизнес и заниматься небольшим экспортом».

Моралес проводит активную внешнюю политику. По словам экспертов из бельгийского International Crisis Group, Моралес выслал посла США из страны и пресек американское вмешательство в региональную политику, неоднократно осуждал торговую блокаду Кубы, поддержал военный переворот в Гондурасе и попытки аргентинского правительства удержать Фолклендские острова. Он присоединился к радикальному региональному блоку Альба, инициированному президентом Уго Чавесом, и поддерживает региональную латиноамериканскую интеграцию.

Главное, что ему нужно сделать, - повысить уровень жизни населения, которое оказывает ему такую поддержку в надежде на лучшую жизнь. Боливия по-прежнему зависит от экспорта сырья и импорта готовой продукции, главные статьи дохода - нефть и импорт нефтепродуктов, а обещания об индустриализации добычи железной руды, цинка и олова до сих пор не выполнены. И хотя безработица в стране сокращается (в 2006 г. - 5,3%, в 2012 г. - 3,2%), в Боливии из всех стран Латинской Америки самый низкий уровень минимальной зарплаты - $0,9 в час, 51% населения живет меньше чем на $2 в день.

Боливия и Россия

Между Россией и Боливией все более укрепляются торгово-экономические связи, особенно в нефтегазовой, горнорудной и энергетической сфере, увеличиваются потоки российских инвестиций и технологий, продажи военной техники. Основа российского экспорта в Боливию - микросхемы, машины, оборудование и транспортные средства, двигатели и генераторы электрические, контрольно-измерительное оборудование и приборы. Из Боливии в Россию поставляются оловянные руды и концентраты, кофе необжаренный с кофеином, бразильский орех (данные Национального комитета содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки). «Связи России и Боливии с победой Эво Моралеса будут укрепляться, и можно ожидать создания новых проектов в энергетике и сделок в оборонной сфере», - приводит мнение доктора наук, профессора геополитики Альберто Хутченройтера «РИА Новости». По его мнению, дипломатические отношения между двумя странами имеют 70-летнюю историю, но взаимный товарообмен все еще невысок. Существует несколько областей, в которых будут сделаны попытки достичь прогресса, - в частности, это энергетика: Россия может оказать значимую помощь как в технологиях, так и в экономической сфере. «Учитывая, что Боливия намерена к 2020 г. укрепить свою роль игрока в энергетической сфере, можно с уверенностью предположить, что будут заключены важные соглашения», - подытожил эксперт.