Пищевая дактилоскопия
Венесуэла, продавшая в 2013 г. нефти на $114 млрд, вынуждена экономить туалетную бумагу, печально шутят потребителиИз-за дефицита продуктов Венесуэла недавно начала, как Северная Корея и Куба, вводить нормы на их продажу. Чтобы контролировать этот процесс, власти установили в магазинах некоторых городов сканеры отпечатков пальцев. Из-за этих устройств выстраиваются длинные очереди, жалуется Мария Вархе, жительница Маракайбо, а когда наконец попадаешь в магазин, то не находишь в нем необходимых товаров.
Правительство ввело эту систему в сентябре в 36 супермаркетах штата Сулия на западе страны, возле границы с Колумбией. А недавно - и в некоторых государственных супермаркетах Каракаса.
Дефицит продуктов породила, как говорят экономисты, «ядовитая смесь» из неэффективной местной промышленности (пострадавшей от национализации и государственных интервенций) и сложного валютного режима, из-за которого импортерам не хватает долларов для покупки товаров.
Цены на венесуэльскую нефть с сентября опустились примерно на $15 до $77,65 за баррель. Поэтому дефицит может стать еще более острым, говорят экономисты. В некоторых супермаркетах Каракаса уже доступно только 30% товаров первой необходимости, цены на которые контролируются, показало исследование Datanalisis.
Правительство установило нормы потребления таких товаров, как молоко, рис, кофе, куриное мясо, зубная паста и моющие средства. Сканеры отпечатков пальцев контролируют, чтобы покупатели не приходили в магазины снова, чтобы докупить эти товары. Например, нельзя покупать сухого молока больше 900 г в неделю. Поэтому его даже стали называть «золотом». По словам губернатора штата Сулия Франсиско Ариаса и других членов социалистической партии, сканировать отпечатки пальцев эффективнее, чем проверять документы покупателей, как это делали в некоторых магазинах Каракаса.
Власти Венесуэлы обвиняют в дефиците продуктов контрабандистов, которые, по их словам, покупают продукты по контролируемым ценам и перепродают в соседней Колумбии. Президент Венесуэлы Николас Мадуро заявляет, что в Колумбию переправляются 40% потребительских товаров, хотя экономисты говорят примерно о 10%. Венесуэла даже стала закрывать ночью таможенные пункты на всей границе с Колумбией, длина которой превышает 2200 км.
По мнению многих экономистов, снижение контроля за валютным курсом и ценами, а также смягчение ограничений для местных производителей помогут сократить дефицит товаров. Посетители супермаркетов Маракайбо с иронией отмечают: Венесуэла, продавшая в прошлом году нефти на $114 млрд, вынуждена экономить туалетную бумагу. Также из-за неисправностей сканеров отпечатков пальцев в очереди можно простоять больше пяти часов, говорят они. Кроме того, часто трудно достать даже товары, цены на которые не контролируются, например дезодоранты.
В Венесуэле есть ограничения не только на покупку товаров в магазинах. По словам жителей Маракайбо, из-за неисправностей водопроводной системы воду отключают, ее может не быть до 108 часов каждую неделю. Кроме того, контролируется продажа бензина на автозаправках. Чтобы водители заправлялись не чаще чем два раза в неделю, сканеры считывают штрих-коды, которые должны находиться на лобовом стекле. Это делается для предотвращения контрабанды бензина. Если в Венесуэле благодаря субсидиям литр бензина стоит около 3,5 американского цента, то в Колумбии - около $17.