Делиться надо


Долгое время для американских корпораций размер был синонимом успеха. Но ситуация изменилась. Инвесторы требуют отделить медленно растущие подразделения и сосредоточиться на наиболее многообещающих операциях.

Конгломераты создавались и разрушались и раньше. Но нынешний тренд необычайно силен, поскольку его во многом продвигают активисты - хедж-фонды, накопившие для инвестирования, по данным HFR, $111 млрд. Такие денежные резервы позволяют им нацеливаться на все более крупные корпорации. По данным Dealogic, с начала года корпорации по всему миру продали или отделили подразделения и дочерние компании общей стоимостью $1,6 трлн. Только в 2007 г. темпы раздела были выше.

Это касается не всех компаний. Например, американская телекоммуникационная компания AT&T собирается приобрести за $49 млрд оператора спутникового телевидения DirecTV. Тем не менее тон дискуссий на собраниях советов директоров изменился, и топ-менеджеры стали внимательнее анализировать портфели своих активов.

В понедельник HP объявила об отделении бизнеса по выпуску персональных компьютеров и принтеров от бизнеса по производству серверов и корпоративных услуг. От PepsiCo инвесторы требуют разделить подразделения газированных напитков и закусок.

Как утверждают в Trian Fund Management, теперь компании должны заслужить привилегию быть конгломератом. С точки зрения специалистов фонда-активиста, диверсификация бизнеса редко окупается. Этот аргумент они используют в кампаниях против PepsiCo и DuPont. Обе компании сопротивляются разделу бизнеса. Правда, недавно DuPont объявила о планах отделить подразделение, приносящее около 20% выручки.

Справедливость аргументов Trian находит некоторое подтверждение. Котировки диверсифицированных североамериканских корпораций с 2000 по 2010 г. в среднем были на 11,4% ниже, чем у более специализированных конкурентов, показало исследование Анила Шивдасани, профессора финансов бизнес-школы Кенэна-Флэглера Университета Северной Каролины. А акции компаний, объявивших о выделении подразделений, в среднем были на 6% дороже, чем у конкурентов, в течение трех месяцев после объявления. Это подтверждается и исследованием профессора финансов Дартмутского колледжа Эспена Экбо и Карин Торбурн из Норвежской школы экономики в Бергене. Они обнаружили, что объявление о разделении бизнеса в среднем поднимает котировки акций материнской компании на 3,3%. Но в долгосрочной перспективе это не влияет на стоимость акций, пришел к выводу Джей Риттер, профессор финансов Университета Флориды.