Пьер Карден: Интервью - Пьер Карден, основатель и владелец марки Pierre Cardin

Живая легенда XX века - о новых проектах для России, поисках покупателя для своего бизнеса, работе с Кристианом Диором и необратимости кризиса в модной индустрии
Фёдор Бакулин

1950

основал дом моды Pierre Cardin

1953

первый показ коллекции haute couture

1959

первый показ линии pret-a-porter

1981

приобрел парижский ресторан Maxim's

1987

заключил контракт с СССР на выпуск женской, мужской и детской одежды

1991

устроил дефиле на Красной площади по случаю40 летия его дома моды

1995

открыл ресторан Maxim's в Москве

Штрихи к портрету

«Прежде всего, в 7 утра, я читаю почту, затем отправляюсь в свою контору. Я проверяю, естественно, все дела, в том числе с банком, потому что я сам управляю всеми фирмами, которыми владею. Мне приходится давать немало интервью, потому что я связан практически со всеми странами. Например, я не только бываю в Лос-Анджелесе или Нью-Йорке, я бываю в Улан-Баторе, я бываю в Казахстане, я постоянно отслеживаю прессу, но я обязательно два часа каждый день провожу в своей мастерской, т. е. я рисую. Затем у меня по вечерам, как правило, театр, различные встречи деловые, приемы. Кроме того, я еще являюсь послом ЮНЕСКО. Например, я в Чернобыле был, в прошлом году в декабре я участвовал в международном форуме по последствиям [аварии] в Чернобыле. Я член Французской академии, поэтому по средам я участвую в собраниях. Действительно, у меня огромная программа, кроме того, у меня огромное количество друзей, которые приезжают в Париж со всего мира, - конечно, я должен встречаться с ними. Я их просто заселяю в отель Maxim's, я их приглашаю на обед в ресторан Maxim's, в общем, каждый день у меня заканчивается - я буквально выдохшийся. У меня нет времени скучать». Интервью радиостанции «Эхо Москвы», 15.09.2003

В свои 92 года Пьер Карден продолжает жить и работать практически в таком же темпе, как и полвека назад. Знаменитый кутюрье часто шутит, что в начале 1950-х его считали самым молодым в мире моды, а теперь вот он оказался самым пожилым. Карден, которого называли главным революционером от моды, начинал как художник театра и кино (это он создавал костюмы к фильму Жана Кокто «Красавица и чудовище»), ввел в моду десятки изобретений, которые продолжают тиражироваться до сих пор, - от юбок-тюльпанов и цветных колготок до узких брюк и пиджаков без воротника для группы The Beatles - и первым вывел в народ коллекцию pret-a-porter, устроив в 1959 г. дефиле в универмаге Printemps. За это его даже на время исключали из Федерации высокой моды; впрочем, восстановив свое членство несколько лет спустя, Карден стал ее президентом. Скандал же сразу пошел ему на пользу: оказавшись на обложках Vogue и The New York Times, он окончательно прославился и стал открывать свои корнеры в крупнейших универмагах мира. А потом Карден первым из кутюрье придумал продавать свои именные лицензии не только на одежду: под его именем с 1970-х гг. производятся сотни товаров, от парфюмерии и галантереи до сардин и облицовочной плитки. Три года назад Карден с целью продажи своего бизнеса оценил его в 1 млрд евро (финансовые показатели принадлежащих модельеру компаний не раскрываются).

В 1981 г. кутюрье приобрел самый знаменитый ресторан Парижа - Maxim's, после чего начал выпускать под этой маркой различные деликатесы. Большинство из них не относятся к товарам, подпавшим под российское эмбарго, так что Карден может продвигать марку Maxim's в России, как и собирался на момент нашей встречи. Это для него, впрочем, не только и не столько место для бизнеса, хотя он начал зарабатывать у нас еще в советские времена. «У меня всегда была настоящая страсть к России», - признавался он в эфире «Эха Москвы» в начале 2000-х. В прошлом году Карден был награжден российским орденом Дружбы. Но и без всяких орденов он связан многолетней дружбой с Родионом Щедриным и Майей Плисецкой, первым вывез на зарубежные гастроли рок-оперу Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского «Юнона и Авось» и всегда с интересом встречается с российскими художниками самых разных направлений, от каллиграфа Евгения Бакулина до скульптора Александра Бурганова, чьи монументальные работы удачно вписались в пейзаж прованского городка Лакост. Здесь находится принадлежащий Кардену замок маркиза де Сада (см. врез), природа напоминает родную для мэтра Италию, а официанты в кафе Sade с удовольствием поют по-русски дуэт Кончиты и Резанова «Я тебя никогда не забуду // Я тебя никогда не увижу», который так нравится французскому кутюрье.

- Вы уже много лет поддерживаете и реализуете в России проекты в области искусства и моды. Что вы собираетесь делать у нас в этих направлениях в ближайшем будущем?

- В декабре этого года я собираюсь поставить спектакль в Москве, а также показать свою коллекцию haute couture. Кроме того, будет представлена вторая линия марки Maxim's, с которой я работаю уже 30 лет, - линия продуктов питания. Я ведь занимаюсь не только модой. Вторая линия Maxim's включает в себя уже 1000 наименований. Из них 460 - это совсем новые продукты, так что наш ассортимент колоссально вырос прямо на глазах. Во Франции марка широко известна. Это, разумеется, прежде всего знаменитый парижский ресторан. Но под этим брендом мы развиваем и весьма широкую гамму продуктов питания. В основном они производятся в Италии, так что качество, как и должно быть в случае с итальянской едой, высокое.

- Вы видите перспективы для линейки товаров Maxim's в нашей стране?

- Пока эта марка в России не продается, но мы будем, конечно же, вести переговоры по поводу дистрибуции. Думаю, перспективы хорошие.

- У вас очень давние отношения с Россией...

- Да, очень. Все началось еще в 1963 г., когда я в первый раз приехал в Москву с делегацией французских деятелей культуры и искусства. Там меня представили г-же Фурцевой [министру культуры СССР].

Я давно хотел побывать в России и отправился к советскому послу во Франции Виноградову. Сказал ему, что хотелось бы побыстрее получить визу, чтобы поехать в Москву, - только, к сожалению, я не коммунист, а капиталист. Он посмотрел на меня и ответил: «Знаете, г-н Карден, коммунистов в мире и так много. Одним больше, одним меньше - это не сыграет никакой роли. Так что приходите завтра, ваша виза будет готова». Неплохо, да? Так все и получилось.

Да, мы вели переговоры с правительством, чтобы начать бизнес. Это было политическое решение - разрешить в СССР производство под маркой Pierre Cardin. Мы тогда работали с 32 фабриками, и это был коммерчески успешный проект. Рынок в России у нас был очень большой. Мы выпускали и продавали здесь много плащей. И даже создавали заводы под ключ - работы тогда было много. В те годы я много работал в вашей стране вместе с Министерством текстильной промышленности - в Грузии, на Украине, в Казахстане. Бизнес пошел очень быстро.

- А сейчас вы работаете с теми фабриками в России?

- Нет, больше у меня в России производства нет, в 1990-е гг. его пришлось свернуть. Кстати, в начале 1990-х я впервые, как оказалось, пересекся с Путиным, он тогда еще работал в КГБ. В 1991 г. я устроил большой модный показ на Красной площади [по случаю 40-летия творческой деятельности]. Это был как раз момент больших политических перемен в России. На Красной площади собралось 100 000 человек, и Путин был среди них. Потом, когда он уже стал президентом и мы с ним познакомились в Париже, он мне об этом рассказывал, напоминал, как проходило то дефиле, - забавно получилось.

Вообще, я за свою жизнь общался со многими крупными политиками мира. Но в политику никогда не вмешивался - в отличие от Симоны Синьоре, например, - по сути, занимался только дипломатией. Это позволило мне встречаться с самыми разными фигурами - я был у Фиделя Кастро на Кубе, когда страна находилась в международной изоляции, у Индиры Ганди, у Нельсона Манделы. Но никакой политики, всегда только дипломатия.

- Ваше намерение продать свой бизнес за 1 млрд евро по-прежнему в силе?

- Остаюсь ли я энтузиастом? Да, я продолжаю искать покупателя. Мой бизнес работает в 50 странах, поэтому я по-прежнему много и регулярно путешествую по миру, чтобы им управлять, - в Новую Зеландию, Китай, Японию. Но возраст уже такой продвинутый, что это становится все сложнее. Вот я однажды и сказал - почему бы и нет?

- Думаю, китайские инвесторы должны быть более всего заинтересованы в покупке вашей марки.

- Да, так и есть. Поскольку я построил бизнес в очень важной отрасли, надо, чтобы у него были средства и он продолжал работать все время.

- Для вас важна личность будущего владельца Pierre Cardin? Или же главное - получить достойную цену за достойный бренд?

- Да, конечно, важно, что это будет за человек. Моя марка - это высокое качество, нельзя допускать, чтобы оно пострадало. И по этой же причине, я думаю, нужно, чтобы все люди, которые работают со мной, остались. Здесь все построено на личностях, таких, например, как баронесса Галина де Буар, руководитель российских проектов дома Pierre Cardin и официальный представитель Maxim's Club. Иначе ничего работать не будет. Есть люди, которые со мной больше 40 лет, - сами подумайте, сколько времени идет мой бизнес, это редко у кого так бывает. Например, Марисс [Гаспар, директор парижского бутика Pierre Cardin], которой сейчас 70 лет, пришла ко мне, когда ей было 18.

- Бренд Pierre Cardin известен по всему миру. Могли бы вы оценить, какие рынки мира приносят вам наибольший доход?

- В России у нас исторически были большие продажи одежды, да и других товаров Pierre Cardin. Надеюсь, что и с продуктами марки Maxim's у нас все так же хорошо пойдет. Ну Китай, конечно, огромный рынок. В Германии у нас самые большие продажи в Европе. На другом конце света это Южная Америка. В общем, по всему миру продажи идут хорошо. А вот в России в последние годы, как мне кажется, на общем фоне их стало поменьше. Марка Pierre Cardin в России давно распространяется иностранцами. И это очень жаль. Так сложилась политика в свое время.

- А почему вам понадобилось закрывать ресторан Maxim's в Москве в конце 1990-х?

- О, это было связано с убийством, которое произошло в помещении ресторана. Пришлось прекратить партнерство с людьми, которые это допустили. Невозможно жить и работать в доме, в котором кто-то был убит.

- А сейчас вы видите возможности для развития вашего ресторанного бизнеса в России?

- Прямых контактов марки Maxim's de Paris c Россией нет. Непрямое участие в каких-то проектах, например с итальянской кухней, я допускаю: мы могли бы организовать дистрибуцию наших итальянских продуктов через рестораторов, и таким образом можно было бы войти на российский рынок. Но прямого участия [в российском ресторанном бизнесе] уже не будет. Жаль, ведь та же Москва - это настолько большой город, что там можно преуспеть с ресторанными проектами.

- А гостиничный бизнес в России вас не интересует?

- Почему бы и нет, отелями я тоже занимаюсь. Свободные лицензии на отели под маркой Pierre Cardin есть, и покупатель лицензии мог бы развивать эту марку вместе с продуктами Maxim's, например. Рынок для такого предложения я вижу. Марку Maxim's надо развивать.

- На ваш взгляд, индустрия моды находится сейчас в кризисе?

- Мир моды сейчас настолько загрязнен большим количеством одежды, к сожалению! Это драма. По сути, никакой моды уже не существует. Мне повезло, что я все-таки отличаюсь от других.

- Как вы считаете, этот кризис можно преодолеть? Что для этого нужно делать?

- Что тут можно сделать? Ситуация настолько драматична, настолько далеко уже все зашло. Одежда перестала быть объектом желания, ее слишком много.

- Выходит, великая история моды уже осталась в прошлом, в XX веке?

- На мой взгляд, это так. Последние страницы этой истории датированы 1970-1980-ми, возможно, 1990-ми гг. Я сам начинал после Второй мировой войны.

- А это было как раз время всеобщего подъема в экономике - и в моде, как следствие.

- Да, и тогда у людей в этом была большая потребность, по всему миру открывались границы.

- А сейчас - вы уж извините меня за этот вопрос - вы не боитесь новой войны?

- Даже не хочу думать на эту тему. Это будет трагедией для всех.

- Возможно ли, на ваш взгляд, создание великих домов в Китае, раз уж он сумел превратиться во всемирную швейную фабрику?

- Да, еще как! Китайцы на это способны. И деньги у них уже есть. Весь мир сейчас носит то, что сшито в Китае. Просто им еще нужно время.

- Вы начали карьеру кутюрье как ученик Кристиана Диора. Как это было?

- Я был первым штатным сотрудником дома Christian Dior. Диор был моим другом, и он был хорошим финансистом. Я приходил на работу к 8 утра, Диор появлялся в девять. Тогда его еще никто не знал. Мы вместе работали над знаменитой в свое время моделью Bar (приталенный жакет и юбка-солнце из первой коллекции Диора 1947 г., ставшие одним из символов стиля New Look. - «Ведомости»). Это была великолепно. Ну а в 1950 г. я создал свой собственный дом моды, который в то время называли революционным. То, что мы тогда делали, сейчас можно увидеть в музее Pierre Cardin в Париже.

- Ваше долголетие в бизнесе и творчестве просто феноменально. Как вам удается его поддерживать?

- К счастью, у меня нет серьезных болезней. Зато есть талант. (Смеется.)

Лакост

Чем владеет Карден

Как инвестор Пьер Карден избегает финансовых инструментов и банковских продуктов - он вкладывает средства в недвижимость. Известно, например, что ему принадлежит целый квартал в центре Парижа вокруг ресторана Maxim's. Среди знаковых приобретений кутюрье - Palais Bulles (замок «Пузыри»), футуристический архитектурный объект с оформлением ведущих современных художников площадью 1200 кв. м в предместье Каннов (площадь участка - 8,5 га). Это одна из любимых резиденций Кардена, в которой по замыслу автора, Антти Ловага, нет ни одного острого угла. Она закрыта для туристов. Зато Chateau Lacoste, принадлежавший в XVIII веке маркизу де Саду, открывается для посетителей каждое лето. Карден приобрел этот замок XI века, превратившийся в руины во время французской революции, отреставрировал их, сделав руины обитаемыми, а в старой камнеломне рядом с замком устроил театр под открытым небом, где ежегодно проводит свой театральный фестиваль.