Янник Боллоре: Персона - Янник Боллоре, президент и гендиректор Havas

Как сын знаменитого французского промышленника и рейдера Венсана Боллоре не спал ночами из-за слияния конкурентов, а теперь повышает эффективность рекламной группы, подконтрольной отцу
Balint Porneczi
Balint Porneczi / Bloomberg

Чем владеет семья Боллоре. Транспорт и логистика

В этой сфере работают три компании группы - Bollorе` Logistics, Bollorе` Africa Logistics и Bollorе` Energie. Bollorе` Logistics и ее дочерние компании (SDV International Logistics, Saga France, Nord Sud) занимаются организацией перевозок и логистикой в Европе. Bollorе` Africa Logistics - крупнейший транспортно-логистический оператор в Африке, лидер в секторе контейнерных перевозок. Bollorе` Energie - независимый дистрибутор нефтепродуктов для конечного потребления с долей национального рынка более 14%. Дочерняя компания SFDM эксплуатирует нефтепровод Донж - Мелен - Мец, пересекающий Францию с запада на восток, и владеет сетью складов горючего. В общей сложности складской объем во Франции - около 1,06 млн куб. м. Группа работает в других странах Европы: владеет сетью из 56 АЗС под брендом Calpam в Германии, складскими мощностями в Швейцарии.

Средства массовой информации и коммуникации

Группа владеет 36,2% уставного капитала рекламно-коммуникационного холдинга Havas, 5% медиахолдинга Vivendi, бесплатной ежедневной газетой Direct Matin, 18% Euro Media Group (поставщик аудиовизуальных технических услуг в Европе), около 10% Gaumont, которой принадлежит треть национальной сети кинотеатров EuroPalaces. Группа владеет институтом исследований рынка CSA и около 14% американской исследовательской компании Harris Interactive (специализируется на интернет-исследованиях). Bollorе` имеет 22 региональные лицензии WiMax. Дочерняя компания Wifirst обслуживает рынок беспроводного широкополосного доступа в университетских общежитиях.

Энергосбережение

В конце 2011 г. в Париже заработала сеть Autolib, запущенная группой Bollorе`. Парижане и туристы могут арендовать один из 2000 полностью электрических автомобильчиков Bollorе` Bluecar, припаркованных на мини-стоянках. Перед поездкой водитель бронирует ближайший к себе автомобиль Bollorе и наиболее удобное место для парковки возле пункта назначения. Заправка оплачивается членской картой Autolib или абонементом, которые можно приобрести в киоске фирмы рядом со станцией с зарядкой.

Havas SA

Рекламно-коммуникационный холдинг. Акционеры (данные компании на 31 декабря 2013 г.): Венсан Боллоре и Bollore Group (36,22%), 54,03% - в свободном обращении, крупнейший институциональный инвестор - Parvus Asset Management (7,78%). Капитализация - 2,6 млрд евро. Финансовые показатели (1-е полугодие 2014 г.): выручка - 867 млн евро, чистая прибыль - 61,6 млн евро. Ведет свою историю с 1835 г., когда Шарль-Луи Гавас создал первое в мире информационное агентство. Объединяет два бизнес-подразделения - Havas Creative Group и Havas Media Group.

Согласно представлениям Янника Боллоре, мир состоит из двух типов людей: те, которые, встретившись с переменами, садятся на корточки и пытаются защитить все, что имеют, и те, которые приветствуют разрушение и пользуются им, чтобы засечь новые возможности.

Как президент и генеральный директор одной из крупнейших рекламных групп мира, Боллоре знает, что говорит. Эра цифровых технологий сотрясает его индустрию так, как немногие могли представить себе еще 10 лет назад. По мере этих сотрясений, конечно, возникают новые возможности, но также и огромные вызовы для рекламных агентств, которые не желают или не способны меняться.

К какому же типу людей принадлежит тридцатичетырехлетний Янник Боллоре? Он стал генеральным директором французской группы Havas только в начале 2014 г., но ее недавние финансовые результаты позволяют предположить: у него есть шанс доказать свою принадлежность ко второму типу. Во II квартале органический рост составил 7,9% по сравнению с показателем годичной давности - вдвое больше консенсус-прогноза. В число новых клиентов вошли Disney и Barclays.

Высокий загорелый Боллоре с немного диковатой копной волос дает интервью в своем офисе: стеклянные стены, минималистичный гнутый торшер Arco от дизайнеров-шестидесятников Кастильони, стол скорее квадратный, чем традиционный прямоугольный, и никаких признаков кресла начальника. По его словам, результаты II квартала заставляют его «трепетать».

Все было как в «Игре престолов»

Еще год назад все выглядело далеко не так хорошо. Рекламные группы Publicis и Omnicom только что объявили о своем злополучном «слиянии равных», чтобы создать новую гигантскую рекламную группу, абсолютного лидера в своей индустрии. В мире, где соперники считают размер группы необходимым условием для финансирования технологических инвестиций и получения доступа к технологиям других компаний по конкурентным ценам, Havas с ее шестым местом в глобальном рэнкинге рекламных агентств выглядела слишком маленькой, чтобы преуспеть в одиночку.

«Я из-за этого [слияния] просыпался по ночам, - признается Боллоре. - Много думал о масштабе, и это заставило нас ускорить перемены».

Боллоре связывает недавние успехи Havas с двумя вещами. Первая причина: группа не просто ухватилась за цифровые технологии, а уже начала справляться с ними. Одним из последствий этого является то, что Боллоре сейчас нанимает на работу больше людей с техническим образованием, нежели творческих или медийных сотрудников. Сам он изучал аудиовизуальные коммуникации в парижском университете «Дофин» (сведений о том, что он получил диплом, нет).

«То, что мы больше нанимаем таких людей, повлияло даже на дресс-код, - рассказывает генеральный директор Havas. - Они одеваются в более повседневном стиле, но в то же время по-гиковски».

Математики Havas создают алгоритмы для перевода больших массивов данных в формат «умных данных». «Никогда здесь не было столько данных», - говорит Боллоре. Его черный костюм с иголочки, хрустящая белая рубашка и черный галстук от Hermes дают основания предположить, что он пока еще не присоединился к сообществу гиков. «Но что в них толку, если вы не можете пользоваться ими, чтобы давать своим клиентам понимание бизнеса?» - добавляет он.

По словам Боллоре, знатоки математики из Havas изобретают такие алгоритмы, которые позволяют клиентам группы не только адаптировать к обстоятельствам способы, которыми они рекламируют свою продукцию в интернете, но и повышать эффективность онлайн-рекламы по отношению к продажам.

Вторая стратегическая причина успехов Havas, по мнению Боллоре, в том, чтобы постепенно прививать сотрудничество креативной и медийной командам, а также агентствам, входящим в группу. Он говорит, что раньше такого сотрудничества не было. «Тут все было как в «Игре престолов», - добавляет он. - Нужно, чтобы у людей была возможность оставить оружие за дверью».

Стратегия, предложенная Боллоре, называется «Вместе». Она направлена на усиление командной работы внутри организации, но может потерпеть неудачу из-за внешних стандартов Havas, согласно которым каждый бренд группы сам по себе должен быть броским и искусно выполненным. Однако на внутреннем уровне это, похоже, работает. «В Havas cейчас великолепная атмосфера, - утверждает генеральный директор группы. - Если живешь в семье, будь готов к тому, чтобы сидеть за общим столом и обедать вместе со всеми».

Как насчет размера в сияющем новом мире рекламы? В конце концов, по-прежнему существует общее согласие о том, что нужно быть большой компанией вне зависимости от того, насколько это нравится твоим сотрудникам. Боллоре разделяет эту точку зрения. «Группе нужен масштаб, в противном случае не сможешь управляться с глобальными клиентами», - говорит он. «Но у Havas масштаб есть», - добавляет он, имея в виду 16 000 сотрудников и присутствие более чем в 100 странах.

Трансатлантическое слияние американской Omnicom и французской Publicis окончательно провалилось в мае этого года из-за задержек с разрешениями регулирующих органов и непреодолимых разногласий по поводу назначений на ключевые посты в новых компаниях. Возможно, покажется странным, что Боллоре говорит, что эта новость его не порадовала. «Я бы не был счастлив видеть провал слияния Omnicom и Publicis из-за того, что они создали неуправляемого монстра», - объясняет он.

По словам Боллоре, пока сложно подсчитать, насколько выиграла Havas от неудавшейся попытки слияния обоих своих конкурентов. «Их повседневный бизнес это, во всяком случае, подорвало», - добавляет он.

Отец научил меня ценить тяжелую работу

Янник Боллоре - сын Венсана Боллоре, знаменитого промышленника с репутацией рейдера, чье состояние Forbes оценивает в $8,7 млрд (основной актив семьи - 36%-ный пакет акций в Bollorе́ Group, остальные акции холдинга обращаются на бирже). Отец лично и через Bollorе́ Group контролирует 36% акций Havas, а также владеет крупнейшим пакетом акций французской медиагруппы Vivendi. Женат Янник на Хлое Буиг, племяннице другого знаменитого промышленника, Мартена Буига (кстати, Буиг и Боллоре - близкие друзья бывшего президента Франции Николя Саркози, на яхте Боллоре тот праздновал свою инаугурацию). У самого Янника уже большая семья - трое своих детей и одна приемная дочь. По его словам, он всегда знал, что окажется в семейном бизнесе.

Начал он свою деловую карьеру в 2002 г. как соучредитель кинокомпании WY Productions (по данным сайта unifrance.org, на ее счету всего семь полнометражных фильмов, из которых самый известный - «Ив Сен-Лоран» Жалиля Леспера, вышедший в 2013 г.). В 2008 г. Боллоре стал генеральным директором Bollore Media, в которую входят медийные активы его отца. Три года спустя он подписал соглашение о продаже телевизионного подразделения Bollorе́ Media группе Vivendi, которая сейчас тоже аффилирована с группой Венсана Боллоре, и присоединился к Havas в качестве вице-президента. В 2013 г. было объявлено о его назначении президентом группы, а в этом году и генеральным директором.

Этим летом Боллоре-старший стал председателем наблюдательного совета Vivendi, что породило волну спекуляций о возможном слиянии между этой медиагруппой и Havas. Венсан Боллоре, а позже Арно Пюифонтэн, новый генеральный директор Vivendi, отрицали, что такие идеи существуют.

Семейные узы у Боллоре крепкие. Янник живет в том же доме в престижном XVI округе Парижа, где он рос вместе с двумя братьями и сестрой - на вилле Монморанси (соседями Боллоре по этому кондоминиуму, куда можно попасть только после предъявления пропуска консьержу, являются певицы Селин Дион, Милен Фармер и Сильви Вартан, предприниматели Арно Лагардер и Ксавье Ниль, а также кинокритик и бывший президент Каннского кинофестиваля Жиль Жакоб). Офис у него, хоть и перестроенный, тот же, в котором работал его прапрадед и отец: расположенный в Пюто, западном предместье Парижа, откуда открывается роскошный вид на Сену, Булонский лес и Эйфелеву башню. Остальные дети Венсана Боллоре тоже заняты в семейном бизнесе: двадцатидевятилетний Сирил Боллоре - вице-председатель совета директоров и управляющий директор Bollorе́ Group, президент Bollorе́ Energie и Bollorе́ Logistics. Тридцатичетырехлетний Себастьян Боллоре и двадцатичетырехлетняя Мари Боллоре также работают в Bollorе Group, занимая должности директоров.

Свое свободное время, которого у него совсем мало, Янник Боллоре посвящает спорту. В теннис он играет настолько хорошо, что дважды выигрывал ежегодный турнир знаменитостей на «Ролан Гаррос». Кстати, в свое время он сам же и помогал запускать этот турнир. В прошлом году молодой бизнесмен пробежал Парижский марафон за 4 часа и 14 минут (лучший результат был у кенийского участника - 2 часа 5 минут).

Боллоре-младший, чья недолгая карьера сфокусирована на медиабизнесе, говорит, что ему нравится реклама. Но при всей неизбежности, с которой он должен был оказаться в корпоративном мире, он подчеркивает, что отец никогда не заставлял его становиться бизнесменом. Вместо этого Венсан Боллоре, вставший во главе умирающего семейного бумажного бизнеса, преподал сыну другой урок. «Он научил меня ценить тяжелую работу и предпринимательскую культуру», - говорит он.

Похоже, эти уроки были усвоены: несмотря на свое происхождение, член одной из богатейших семей Франции отмечается в офисе в рабочее время. Короткий летний отпуск он называет «возможностью наконец-то познакомиться с моей одиннадцатимесячной дочкой».