Facebook ищет деньги за пределами США

Facebook хочет больше зарабатывать на развивающихся рынках и компенсировать таким образом замедление бизнеса в США
Dhiraj Singh
Dhiraj Singh / Bloomberg

Рост бизнеса компании Facebook в США замедлился, но на развивающихся рынках, в частности в Азии и Южной Америке, число пользователей социальной сети быстро увеличивается. Facebook стремится этим пользоваться: открывает в развивающихся странах новые офисы продаж и предлагает специальные форматы рекламы.

В Индии, например, Facebook тестирует новую рекламу, обыгрывающую популярный среди жителей этой страны метод «пропущенного звонка». Абоненты здесь часто набирают нужный номер и завершают звонок до того, как адресат возьмет трубку. Таким образом они дают знать, что вышли из дома, ждут ответного звонка и т. п., при этом деньги за вызов не взимаются. В Facebook появилась возможность посылать подобные сигналы рекламодателям, нажимая на рекламную кнопку. В ответном звонке пользователь может получить от соответствующей компании рекламную информацию, сопровождаемую музыкальным клипом, данными о результатах спортивных матчей, приветствием от знаменитости и т. п. Сейчас Индия для Facebook - один из самых крупных рынков, у этой социальной сети здесь насчитывается более 100 млн пользователей, хотя еще в 2010 г. их число составляло примерно 8 млн. Для сравнения: в США, где рынок достиг насыщения, число пользователей Facebook за тот же период не росло.

Для других регионов и стран Facebook также создает рекламные продукты с местной спецификой. «Наша цель - найти наиболее подходящие решения как для потребителей, так и для рекламодателей в странах с быстрым ростом, - говорит Келли Маклин, менеджер Facebook по маркетингу продуктов, возглавляющая команду, которая разрабатывает рекламу для развивающихся стран. - Мы внимательно ищем местные особенности, которые могли бы принести нам выгоду».

Вместе с тем компания распространяет на развивающиеся страны те решения, которые уже хорошо зарекомендовали себя на традиционных рынках, например возможность выдачи рекламы с учетом местоположения.

По прогнозам ZenithOptimedia, расходы на рекламу в Латинской Америке за нынешний год вырастут на 12,5%, а в «наиболее динамичных» странах Азии (т. е. в Индии, Индонезии и Китае) - на 10,9%. В Северной Америке соответствующий показатель составит всего 4,7%.

Facebook старается помочь рекламодателям найти контакт с клиентами даже в тех странах, где раньше это было трудно сделать из-за фрагментированности медиарынка или высоких цен на доступ в интернет. Преимущество Facebook в том, что во многих странах пользователи сейчас используют для входа в социальную сеть не компьютеры, планшеты или обычные смартфоны, а недорогие специализированные телефоны с ограниченной функциональностью.

Некоторые проекты по продвижению новых рекламных форматов кончаются неудачей. Так, в 2012 г. корпорация General Motors (GM) отказалась от рекламной площадки Facebook, поскольку размещаемая там реклама практически не влияла на продажи автомобилей. Впрочем, в 2013 г. партнерство GM с Facebook в области рекламы возобновилось.

Руководство Facebook говорит о намерении расширять географию своего бизнеса и наращивать продажи рекламы в перспективных регионах. В этом году компания открыла новые офисы продаж в Индонезии и Колумбии.