Как вернуться к росту: Анатомия замедления

Правило ловушки среднего дохода гласит: как только страны достигают уровня дохода около $15 000 на душу населения, их экономический рост замедляется в среднем с 6 до примерно 2% в год
Правило ловушки среднего дохода гласит: как только страны достигают уровня дохода около $15 000 на душу населения, их экономический рост замедляется в среднем с 6 до примерно 2% в год / Д. Абрамов / Ведомости

Первая угроза для роста России - это не конкретно российское, а общее явление, характерное для большинства быстро развивающихся рынков, - ловушка среднего дохода. Согласно эмпирическим исследованиям профессора Барри Айхенгрина из Калифорнийского университета в Беркли (а также многих других), как только страны достигают уровня дохода около $15 000 на душу населения, их экономический рост замедляется в среднем с 6 до примерно 2% в год (Eichengreen, Barry; Park, Donghyun; Shin, Kwanho. Growth Slowdowns Redux: New Evidence on the Middle-Income Trap, 2013). Такое замедление продолжается довольно долго, а в целом подобные случаи отмечались с 1956 по 2010 г. Более подробно этот феномен исследован в аналитическом докладе «Сколково» (Hartwell, Christopher. The Growth Elixir: Escaping the Middle-Income Trap in Emerging Markets, 2013).

Открытие неутешительное, поскольку, по данным Международного валютного фонда, Россия достигнет указанного уровня доходов в 2014 г. Премьер-министр Дмитрий Медведев утверждает, что эта ловушка для России практически неизбежна (наряду с другими странами со средними доходами, например Китаем и Бразилией), поскольку попытки наверстать упущенное в погоне за конкурентоспособностью в последнее десятилетие сошли на нет. И в дальнейшем будет все сложнее достигать впечатляющих результатов по сравнению с развитыми странами. Фактически начиная с 2012 г. страны - члены ОЭСР наращивали свою конкурентоспособность на быстро развивающихся рынках. Отчасти это связано с финансовым кризисом, который перенаправил часть международной торговли ближе к внутренним рынкам, а отчасти - с использованием сланцевого газа, 3D-печати и других подобных прорывов в способах производства в Соединенных Штатах и Западной Европе. Таким образом, эти факторы экономического роста в Соединенных Штатах уже не являются очевидным катализатором для роста ВВП быстро развивающихся рынков. Наконец, замедлившийся рост производительности на данных рынках также вызван увеличением расходов на оплату труда от Китая до Турции. В целом сейчас в мире возможности для наверстывания не так велики, как было принято думать. Самые населенные страны уже не так бедны.

Значительное увеличение цен на нефть в 2000-2008 гг. и экономические реформы начала 2000-х гг. привели к рекордному росту российской экономики и быстрому подъему уровня жизни для большей части ее городского населения. Но в 2008-2009 гг. экономика России сильно пострадала от мирового экономического кризиса, сократившись почти на 8% в течение одного года. После кризиса она начала быстро восстанавливаться и в 2011 г. выросла на 4,2%. Однако с тех пор рост замедлился, и последние статистические данные рисуют тревожную перспективу экономического развития России. В 2012 г. экономика страны выросла на 3,4%, в то время как в 2013 г. - лишь на 1,3%, а в 2014-м, как ожидается, показатели будут хуже. Неудивительно, что премьер-министр Дмитрий Медведев назвал преодоление замедления экономического роста в России приоритетной задачей.

Тем не менее, даже если цены на нефть в обозримом будущем останутся благоприятными, существуют сильные сдерживающие факторы, способные помешать России вернуть темпы экономического роста, наблюдавшиеся в начале 2000-х гг. Мировая экономическая конъюнктура далеко не столь благоприятна, как это было 10 лет назад: наступает повсеместное разочарование в быстро развивающихся рынках, даже если темпы их роста в 2 раза превышают темпы роста экономики развитых стран. Это разочарование проявляется в замедлении иностранных инвестиций и ухудшении биржевых показателей. Некоторые крупные страны со средними доходами также демонстрируют тревожную для инвесторов макроэкономическую нестабильность. Вот почему с начала 2014 г. валюты Аргентины, Индии, Индонезии и Турции упали в цене. И хотя денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика России сильна, этот недуг заразен.

Помимо внешней обстановки на российскую экономику и перспективы будущего экономического роста особенно сильно давят, в частности, три следующих фактора: так называемая ловушка среднего дохода и вступление России в группу стран со средними доходами, собственные конкретные экономические проблемы России (включая ее энергетическую зависимость) и негативные последствия развития украинского кризиса. В настоящей статье мы рассмотрим, как Россия может преодолеть эти проблемы своими силами и вернуться к росту в средне- и долгосрочной перспективе.

Ловушка среднего дохода

Россия: внутренние проблемы

Наряду с этими хорошо известными сложностями ловушки средних доходов существуют также проблемы, специфичные именно для России. Внутренние экономические проблемы России сравнительно многочисленны, и предпосылки их появления были заложены еще до образования Российской Федерации. Во-первых, российская экономика значительно зависит от энергетического сектора, в частности от нефти и газа: 70% экспорта страны в прошлом году составили природные ресурсы. Однако последние технологические разработки в сфере разведки и добычи сланцевого газа заставляют усомниться в будущих потоках доходов от энергетического экспорта. Соединенные Штаты уже конкурируют с Россией в добыче природного газа, и себестоимость их газа ниже. Природный газ в США приблизительно на 60% дешевле, чем в Европе, и у этой страны есть хорошие перспективы стать крупным экспортером СПГ уже в ближайшие годы и, возможно, этим изменить мировой газовый рынок. Ситуация усугубляется стремлением большей части Европы к энергоэффективности, что, в частности, выражается четкой целью: к 2020 г. 16% потребляемой в ЕС энергии должно вырабатываться из возобновляемых источников.

Долгое время нефтяные доходы в виде контролируемых государством инвестиций были основной движущей силой российской экономики, но с учетом неблагоприятных внешних условий влияние этого фактора слабеет. Частные предприятия и высокотехнологичные секторы - вот самые жизнеспособные движущие силы долгосрочного экономического роста. Но бизнес выживает и процветает только в определенных условиях, которых в России нет.

Вторая проблема, о которой говорят уже некоторое время, - это необходимость каким-то образом преодолеть демографический разрыв. Неблагоприятные демографические тенденции свидетельствуют о том, что в период между 2010 и 2030 гг. численность населения трудоспособного возраста в России сократится примерно на 15%. Это означает больше пенсионеров на одного работающего и, как следствие, увеличение пенсионных расходов, что может уменьшить возможности для государственных и частных инвестиций. Это также означает, что стоимость рабочей силы будет увеличиваться, ложась бременем на экспортную конкурентоспособность России.

Долгосрочному росту вредит не только старение России, но и утечка мозгов. При отсутствии экономических возможностей у себя дома молодые люди ищут возможности в других местах. Амбициозную молодежь привлекают более богатые рынки, которые все больше нуждаются в новых рабочих руках из-за старения собственного населения. Только за 2012 г. Швеция приняла 60 000 новых иммигрантов, Швейцария - 72 000 новых иммигрантов, а Германия - около 350 000. В России в последние годы также наблюдается большая доля иммигрантов, прибывающих из более бедных стран СНГ (Таджикистан, например, посылает более миллиона легальных и нелегальных трудовых мигрантов в Россию). Однако большинство из них составляют гастарбайтеры, неженатые мужчины низкооплачиваемых профессий, которые отправляют деньги обратно в Душанбе или Ереван и не селятся в России. Этот прирост низкооплачиваемой рабочей силы не способен компенсировать потери в некоторых высокооплачиваемых секторах (хотя сегодня утечка мозгов намного меньше, чем в 1990-х гг., см. Korobkov, Andrei; Zaionchkovskaia, Zhanna. Russian brain drain: Myths v. reality, 2012).

Связанный с демографией более высокий уровень жизни ведет к росту спроса на социальные услуги. Это, в свою очередь, предполагает более низкие темпы накопления основного капитала, а капитал - источник жизненной силы экономики; без инвестиций в экономике начнется застой или упадок. Действительно, одна из причин того, что экономика попадает в ловушку среднего дохода, заключается в том, что накопление капитала может способствовать развитию только до некоего предела, после чего необходимо внедрять инновации и искать более продуктивные способы использования как трудовых ресурсов, так и капитала. Учитывая то, что накопление капитала замедляется, это прямой путь к стагнации.

Украина: влияние нестабильности

Наконец, нет никаких сомнений в том, что нестабильность на соседней Украине повлияет на траекторию роста России. В течение весны 2014 г. оценки годового роста сократились почти до нуля, а санкции Запада увеличили нестабильность и беспокойство на российском рынке. После двух десятилетий неуверенного движения к интеграции в мировую финансовую систему Россия может оказаться оторванной от крупных международных форумов и в какой-то степени изолированной от финансовых рынков.

В то время как прямые последствия политических событий на Украине едва ли продлятся долго, проблема в том, что они начали проявляться в наихудшее время для российской экономики. Международные инвесторы и так уже с опаской искали пути выхода с российского рынка, а теперь нарастающая нестабильность и неопределенность будущего России и Украины подталкивают деньги к оттоку. Российские чиновники уже сокращают прогнозы роста ВВП с 2,5% до ничтожных 0,5%, и - по сообщениям Wall Street Journal - даже эта оценка кажется Министерству финансов оптимистичной. Таким образом, в сочетании с внутренними и структурными трудностями внешнее потрясение от Украины негативно повлияет на восприятие российского рынка, который будет расти минимальными темпами.

Вторая часть статьи выйдет через неделю, во вторник 8.07.2014