Современное искусство манифестирует в Эрмитаже
Основной площадкой биеннале современного искусства Manifesta 10 стал Эрмитаж. Художникам пришлось вступить в диалог с шедеврами прошлогоЮбилейная
Manifesta, одна из главных европейских биеннале современного искусства, придумана в 1994 г., и она плоть от плоти этого времени: закончилась холодная война, распались СССР и Восточный блок, на европейской карте начали появляться новые государства, старые стремились объединиться, было много тревог, много надежд, в общем - перемен. Художники не могли не реагировать на меняющийся мир, и вновь созданная биеннале стала отражением их взгляда на перемены и новые проблемы.
Manifesta каждый раз проходит в новом месте. Обычно места это непарадные, вроде испанского шахтерского региона Мурсия или заброшенного бельгийского городка Генк. Manifesta всегда взаимодействует с местом своего проведения, изучает его проблемы и осмысляет средствами искусства. Но в этот юбилейный, десятый раз вышло иначе: впервые Manifesta проходит на базе крупнейшего музея мирового значения.
Юбилей празднует и Эрмитаж - ему в 2014 г. исполняется 250 лет. На праздничной волне настроение будущего фестиваля еще до его открытия казалось более мирным, чем обычно: куратор Manifesta Каспер Кёниг (12 лет возглавлявший тоже крупный европейский музей - Музей Людвига в Кёльне) заявлял, что Manifesta в Петербурге не будет закрывать глаза ни на какие проблемы страны и мира, о которых решат высказаться художники, но собирается вести себя максимально уважительно, не забывая, что «мы здесь в гостях». И что одна из главных задач основного проекта биеннале - позволить художникам вступить в диалог с историей города, и прежде всего с коллекцией классического искусства Эрмитажа - одной из лучших в мире. Что это будет «Manifesta без манифестов» - не яростное, как в первые выпуски биеннале, заявление о текущей ситуации в Европе и мире, а увлеченное исследование истории искусства и ее продолжения в современности.
В числе художников - участников Manifesta были заявлены классики Джованни Баттиста Пиранези и Анри Матисс из эрмитажной коллекции. Кёнига можно понять: специалист музейного дела, получивший доступ в Эрмитаж, не может не чувствовать себя как ребенок в кондитерской лавке. Тут махнешь рукой на все злободневные темы: уж очень много вкусного вокруг - в смысле, вечных ценностей.
В Главном штабе на Дворцовой площади (здание было передано Эрмитажу еще в 1993 г., но лишь к этому году полностью реконструировано и открыто для публики) зрителей встречает грандиозная инсталляция Томаса Хиршхорна «Срез»: на всю многометровую высоту огромного зала построен как бы фасад разрушенного здания - за обрушенной стеной открывается вид на бывшие квартиры с обрывками обоев, оставленными старыми столами и кроватями, повисшими в воздухе батареями. Лишь самые внимательные заметят, что жильцы, уехав, оставили также и картины на стенах - и это не что-нибудь, а золотой фонд русского искусства, произведения Малевича и других авангардистов начала ХХ века (подлинники). Метафора старой культуры, которая осталась в старом мире, откуда люди уехали в будущее, но не потеряла своей силы, считывается четко. В дальнейшем она будет проходить красной нитью сквозь всю экспозицию основного проекта. Доминика Гонсалес-Фёрстер развесит над лестницей воздушные ткани - знамена, и вы, проходя под ними, будете слой за слоем чередовать классиков и современников: первый слой - собственное заявление художницы (на ткани аппликацией нашиты слова: «Я прошла через ад и вернулась, и скажу вам - это было потрясающе»), за ним - веселая картина-«тряпочка» Тимура Новикова (подлинные «тряпки» Новикова выставлены в предыдущем зале), за ними - разогнанная до многометрового размера репродукция Рембрандта на ткани, дальше - полоски Даниэля Бюрена, дальше - стократно увеличенная репродукция эрмитажного Каспара Давида Фридриха. Все идут друг за другом, наслаиваются друг на друга и предлагают зрителю подумать о том коктейле, в который сливаются у него в голове искусство прошлого и настоящего.
Дальше в ту же увлекательную игру между классикой и современностью вступают практически все художники, кому посчастливилось поработать в Эрмитаже, - и нередко открываются с новой стороны. Одноцветные полотна Оливье Моссе предстают наглядными пособиями по цвету в соседстве с гением цвета Матиссом. Острополитическая, казалось бы, фотосерия Бориса Михайлова, снятая на киевском майдане, приобретает эпическое, почти рембрандтовское звучание. А самой симпатичной оказывается инсталляция «Жилая комната» японца Тацу Ниси. Он выстроил в классическом зале обычную русскую избу. Внутри - дешевые обои, советская стенка, потрепанный диванчик, все как у всех. Но сквозь дырку в потолке в небогатый интерьер спускается роскошная эрмитажная люстра - огромная, хрустальная. Дворцовая классика и нынешняя повседневность не смешиваются, но гармонично подшучивают друг над другом - об этом, собственно, и вся выставка.