Гендиректор запутался в сети

Утечка данных кредитных карт, возможно, стала последней каплей, за которой последовала отставка гендиректора американской розничной сети Target. Причины следует искать глубже
При Греге Штайнхефеле сеть Target потеряла свою уникальность
При Греге Штайнхефеле сеть Target потеряла свою уникальность / Bloomberg

Незадолго до ухода с поста гендиректора Грега Штайнхефеля из американской сети Target топ-менеджеры собрались на экстренное собрание, рассказали WSJ несколько его участников. Они обсуждали, как вывести компанию из кризиса. На том собрании, 2 мая 2014 г., топ-менеджеры составили послание совету директоров, в котором заявили: если полномочия Штайнхефеля не будут немедленно прекращены, тогда уйдут они. В следующий же понедельник гендиректор покинул свой пост. Сейчас компанией руководят несколько топ-менеджеров, которые будут ее возглавлять, пока совет директоров не назначит нового гендиректора.

Не нужно, но недорого

Розничная Target-сеть была традиционно известна своей приверженностью торговле в стиле «дешевый шик». Иными словами, покупатель, который приходил сюда, чтобы потратить $20, в конце концов оставлял $100, потому что совершал незапланированные, спонтанные покупки. Добиться этого удалось благодаря корпоративной культуре, делавшей акцент на свободное генерирование идей. Топ-менеджеры вместе с членами совета директоров и управляющими часто лично посещали магазины компании и свободно высказывали свои мнения по любому поводу, от ассортимента до продвижений сотрудников.

Однако в последнее время топ-менеджмент компании стал замечать, что бизнес развивается не так, как хотелось бы. Многочисленные интервью с бывшими и нынешними топ-менеджерами Target выявили их глубокое недовольство происходящим. В компании стало много бюрократии, а на смену креативным решениям пришли бесконечные измерения эффективности. Некоторые топ-менеджеры высказали свое разочарование совету директоров, а один из ключевых руководителей вообще отказался общаться с гендиректором, рассказывают источники, знакомые с ситуацией.

Под руководством Штайнхефеля Target во время кризиса начала предлагать покупателям ассортимент товаров, мало отличающийся от того, что продается в Walmart Stores. Акцент делался на продовольственные и другие товары повседневного спроса. Торговая сеть во многом потеряла то, что «делало ее уникальной», говорит Мэтью Макклинток, аналитик из Barclays. «У покупателей пропал стимул приобретать товары в Target», - замечает он. Компания перестала закупать у поставщиков новинки, теперь центральные полки в Target оккупировали наиболее востребованные товары. Эта система сильно отличалась от того, что происходило в торговой сети в 1990-х гг., когда тренд-аналитики компании совершали многочисленные путешествия по всему миру в поисках новых продуктов и новых идей. Эти путешествия, некогда важная часть маркетинговой стратегии Target, были упразднены в посткризисное время, рассказывает один из бывших топ-менеджеров компании.

Бюрократия наступает

Дух креативности испарился, и это было заметно не только по ассортименту. Идея установить впервые в магазинах Target манекены так и не была реализована, утонув в начале этого года в многочисленных обсуждениях и тестированиях. А предложение дать возможность покупателям выбирать товары в режиме онлайн, а потом приезжать за ними в магазин обсуждалось несколько лет, прежде чем его реализовали в 2013 г.

Магазины Target открылись в 1962 г. Поначалу они мало чем отличались от универмагов Walmart или Kmart. Но с 1990-х гг. компания начала делать ставку на более состоятельных покупателей, которые могли позволить себе потратить лишние доллары на какое-нибудь дизайнерское платье или чайник причудливой формы. Тогдашнему гендиректору Target Роберту Ульриху удавалось, с одной стороны, держать в подчинении разношерстную и амбициозную группу топ-менеджеров, а с другой - предоставлять им свободу экспериментировать.

В магазин за едой

Смена руководства произошла в Target как раз во время кризиса. Неожиданно выяснилось, что американцы теперь не столь охотно покупают товары не первой необходимости. Продажи в магазинах компании упали на 2,9% в первый год правления Штайнхефеля и на 2,5% - на второй его год во власти. Пытаясь справиться с падением спроса на одежду и предметы домашнего обихода, Штайнхефель сделал акцент на продаже продуктов питания. Стратегия принесла неоднозначные результаты. К 2011 г. торговля продуктами и товарами для домашних питомцев наладилась, составив пятую часть от общего объема продаж компании, который снова стал расти. Однако доля более выгодных с точки зрения прибыли товаров, одежды и предметов домашнего быта сократилась в общем объеме продукции до 37%. Для сравнения: в 2006 г. эта доля составляла 45%.

Не слишком хорошие результаты повлекли за собой сокращение расходов. В 2009 г. затраты компании на телевизионную рекламу сократились c $389 млн до $303 млн. Кроме того, Target очень медленно выходила в интернет. Интернет-торговля до сих пор составляет всего 2% от общего объема продаж компании. Штайнхефель боялся, что увеличение продаж в виртуальном пространстве приведет к тому, что люди перестанут посещать обычные магазины сети.

У Штайнхефеля были свои небольшие победы, но они не могли перекрыть неудач. Из компании стали уходить топ-менеджеры, которые проработали в ней 25 лет. К началу 2013 г. показатели продаж Target снова ухудшились. Потом провалилось расширение бизнеса в Канаду. Убытки от открытия магазинов в этой стране составили $1,6 млн из-за покупки дорогостоящей недвижимости, скудного ассортимента магазинов и нежелания канадцев покупать товары по более высоким, как им казалось, ценам по сравнению с американскими. Многие канадцы в результате ездили на машинах в США, чтобы купить товары в американских магазинах Target.

За безопасностью не уследили

Последней каплей стала хакерская атака на компьютерную систему Target, во время которой хакеры украли номера 40 млн кредитных и дебетовых карт и персональные данные 70 млн покупателей. Месяцы спустя Target призналась, что если бы в компании сразу заметили, что хакеры получили доступ к ее компьютерной системе, то утечку можно было бы предотвратить.

Ультиматум топ-менеджеров подтолкнул совет директоров к смещению Штайнхефеля, рассказывают сотрудники, знакомые с ситуацией. После его ухода топ-менеджерам предоставили больше свободы в формировании стратегии и утверждении новых проектов. Target частично поменяла руководство своих американских магазинов и утвердила нового главу канадского подразделения. Компания решила расширить ассортимент и принимает меры по ускорению принятия новых решений. «Мы не ждем прихода нового гендиректора. Если что-то требует изменений, мы принимаем решение», - говорит Джефф Джонс, директор по маркетингу.