Мир между народами: Война не поможет решить проблему Ирака

С.Портер
С.Портер / Ведомости

Пытаясь разрешить очередной международный кризис, западные политики задаются вопросами «Что делать?» и «Кто здесь хорошие парни?». Печальная правда сегодняшнего Ирака в том, что здесь нет ни хороших парней, ни хороших вариантов политического вмешательства.

Новости о том, что боевики «исламского государства Ирака и Леванта» захватили Мосул, второй по величине город страны, и готовятся к походу на Багдад, звучат отрезвляюще. Все-таки перед нами группировка, которую даже «Аль-Каида» считает чрезмерно жестокой.

Лучше уж правительство Нури аль-Малики, хотя его ближайший союзник в регионе - Иран. Когда речь заходит о Сирии, у «исламского государства» и у Запада есть одна общая цель - уход с поста президента Башара Асада.

Но если главная цель Запада - разгром террористических группировок, то не значит ли это, что Западу стоит договориться об общих целях с Ираном и Россией? Уже есть сообщения о консультациях между США и Ираном по иракскому вопросу, несмотря на все несогласия по поводу иранской ядерной программы. Между тем отношения между США и Россией находятся в своей нижней точке из-за кризиса вокруг Украины.

Приоритет внутренней безопасности стран Запада может заставить западные правительства с неохотой согласиться с тем, что продолжение правления Асада в Сирии - меньшее из двух зол. Несмотря на все свои прегрешения, режим Асада никогда напрямую не атаковал Запад.

Сильной стороной либеральных демократий всегда было то, что они склонны поддерживать не только интересы, но и ценности. Но было бы большой натяжкой считать, что стоит Западу поддержать правильных людей, как баланс сил склонится в их сторону. Прозападные либералы теряют позиции повсюду - от Ирака до Ливии и Египта.

И сторонники, и противники прямого западного военного вмешательства пытаются подобрать примеры из недавней истории в поддержку своей позиции. Международная коалиция под предводительством США вторглась в Ирак в 2003 г., а сегодня эта страна раздроблена, переживает кровавый конфликт и наводнена экстремистами. Но Запад не вторгался в Сирию, а эта страна тоже раздроблена, переживает кровавый конфликт и наводнена экстремистами.

Стоит пожалеть бедного западного политика, пытающегося разобраться во всем этом. Есть большое искушение поддаться хладнокровному реализму, популярному в Москве, Пекине и Тель-Авиве, и задаться одним простым вопросом: «Каков наш национальный интерес?»

Рискну предложить для нашей политики три основополагающих принципа: национальный интерес, гуманитарный подход и скромность (или даже смирение).

Главный интерес - одержать победу над экстремистскими силами. Главная гуманитарная цель - сдерживание насилия. Западные силы должны применяться только в случае, если у операции есть ясная антитеррористическая цель.

История последнего десятилетия свидетельствует, что легкость достижения победы на поле сражения не означает легкости достижения долгосрочного политического результата, на который рассчитывает Запад. Обама, кажется, выучил этот урок, хотя его оппоненты и предпочитают забывать об этом.

FT, 16.06.2014