«Яндекс» въехал в Auto.ru
«Яндекс» купил за $175 млн проект Auto.ru, специализирующийся на объявлениях о продаже подержанных автомобилей. Этот рынок в России растет, тогда как продажи новых моделей падаютПо данным TNS, в последние месяцы рост аудитории крупнейших сайтов рунета падает или замедляется. В марте - апреле 2014 г. аудитория «Яндекса» снизилась на 2-1,68 млн пользователей, в феврале немного выросла - на 0,51 млн. Тогда как, например, аудитория сервиса объявлений Avito.ru все эти месяцы росла. Мелкумова из «Яндекса» отмечает, что уменьшение аудитории отражается только в отчетах, которые фиксируют аудиторию интернет-сервисов на настольных ПК. При этом отчеты TNS о динамике пользователей интернета со всех устройств за последние полгода (ноябрь 2013 - апрель 2014) показывали рост аудитории за счет пользователей планшетов, телефонов, нетбуков, приставок и т. д., добавляет Мелкумова.
Вчера «Яндекс» сообщил о покупке за $175 млн сайта Auto.ru, созданного в 1996 г. Михаилом Рогальским. Закрытие сделки ожидается в III квартале. Сам Рогальский не останется в компании, уточнила представитель «Яндекса» Ася Мелкумова. Но вся остальная команда Auto.ru, по ее словам, перейдет в «Яндекс». Рогальский не ответил на звонок «Ведомостей».
До августа 2013 г. ООО «Авто.ру» на 87% принадлежало Рогальскому и на 13% - его жене Ольге, следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Затем их доли были переведены в швейцарскую компанию Immerberait AG, у которой «Яндекс» и выкупит актив.
Из сообщения «Яндекса» следует, что сделка не предусматривает отложенных обязательств и оплаты акциями - она будет полностью проведена за наличные средства. Финансовые показатели Auto.ru не раскрываются. По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2012 г. выручка ООО «Авто.ру» составила 305,4 млн руб., чистая прибыль - 102,4 млн руб. Данные за 2013 г. не опубликованы. Источник, близкий к участникам сделки, говорит, что в прошлом году «Авто.ру» получила $15-20 млн выручки (490,5-654 млн руб.). То есть получается, что «Яндекс» приобрел проект за 8,7-11,6 показателя выручки за прошлый год. Похожий международный проект Autotrader.com в этом году был оценен в $7 млрд - т. е. в 7 выручек.
У «Яндекса» есть и собственный поисковик новых и подержанных автомобилей - auto.yandex.ru. Но компания не будет интегрировать в него Auto.ru - «Яндекс» станет развивать этот проект по старому адресу. По данным TNS, аудитория auto.yandex.ru составила в апреле 4,3 млн пользователей, Auto.ru - 5,8 млн.
Вице-президент по коммерции «Яндекса» Алексей Третьяков объясняет покупку Auto.ru тем, что у сайта самая полная и актуальная база предложений по продаже автомобилей - новых и бывших в употреблении. У бренда огромная узнаваемость, добавляет руководитель управления инвестиций в сфере технологий, медиа и телекоммуникаций «ВТБ капитала» (инвестбанк выступил консультантом Auto.ru по финансовым вопросам) Станислав Матюхин. Поэтому почти весь трафик Auto.ru бесплатный, указывает он. Зарабатывает Auto.ru, по словам Матюхина, на рекламе и платных объявлениях.
Для «Яндекса» сделка с Auto.ru - стратегическая, считает Матюхин: компании не столько важны финансовые показатели Auto.ru, сколько трафик, который поисковик сможет хорошо монетизировать. «Яндекс» сейчас занимается тем, что столбит самые популярные темы в рунете - в прошлом году он приобрел сайт о кино «Кинопоиск», а сейчас закрепляет за собой нишу, связанную с продажей автомобилей в интернете. Кроме трафика «Яндекс» с покупкой Auto.ru получает доступ к автодилерам, которые все чаще продают автомобили через интернет, говорит Матюхин. Из других крупных тем рунета в сфере «классифайд» - сайты с объявлениями о работе и о покупке/аренде жилья, заключает он.
В 2017-2018 гг. Россия может стать крупнейшим рынком по продаже автомобилей в Европе, следует из данных «Автостата».
Правда, ранее эксперты из BCG и PwC прогнозировали, что этот момент может наступить раньше - уже в 2016 г., но в связи с падением продаж автомобилей этот срок пришлось отодвинуть на 1-2 года. В 2013 г. продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России упали на 5% до 2,78 млн шт. Поэтому эксперты прогнозируют, что по итогам года Россия уступит второе место по продажам новых автомобилей Великобритании. В 2014 г. российский рынок сократится на 5-10%, а продажи в Европе продолжат расти, прогнозирует «Автостат».
Auto.ru - крупнейший портал для вторичных продаж автомобилей, которые растут в отличие от рынка новых автомобилей, говорит главный редактор журнала «Автобизнес ревю» Сергей Баранов. А если «Яндекс» добавит новые функции, улучшит дизайн, то Auto.ru сможет привлечь клиентов Avito и других порталов, рассуждает он. Уже сейчас, по его словам, на портале размещают объявления не только частные клиенты, но и автодилеры. И если при помощи «Яндекса» будет создан каталог, где дилеры могут обновлять свою базу в режиме реального времени, это принесет дополнительный заработок, уверен Баранов.
По данным PwC, в 2013 г. продажи подержанных автомобилей в России выросли на 4% до 5,6 млн штук. «Автостат» недавно сообщил, что и в этом году активность покупателей на рынке подержанных автомобилей существенно опережает динамику рынка новых машин. Например, в марте продажи на вторичном рынке увеличились на 18% к аналогичному месяцу прошлого года - до 512 553 шт., а в январе - марте этот рынок вырос на 16,8% до 1 307 968 шт.