Рождались не сразу
«Рождение шедевра: эскиз, этюд, картина» в Третьяковской галерее - выставка об обстоятельствах появления на свет главных русских картинВыставки графики из фондов Третьяковской галереи, как правило, красивы и любопытны. Графическое собрание в музее первоклассное, акварели, гуаши и рисунки лучших русских художников показывают редко, и даже самые известные не успевают надоесть.
Вот врубелевская акварель отцветающей, пышной, пепельно-кружевной розы в стакане стала одним из символов Третьяковки, воспроизводится на сувенирных блокнотиках и магнитиках, часто выставляется. Увидеть ее на выставке особенно радостно, чтобы вновь убедиться - она и правда прекрасна, а сувениры грязно врут.
Рядом - и это новшество и бесспорная удача выставки «Рождение шедевра: эскиз, этюд картина» - репродукция «Портрета Н. И. Забелы-Врубель на фоне березок», малой частью которой роза и стала, потеряв на картине часть своего эскизного обаяния от соседства с пышной шляпкой жены художника. Интересно смотреть и как постепенно от эскиза к эскизу из горы ощипанных с павлина перьев рождается у Врубеля образ поверженного Демона, тоже, конечно, весьма декоративного, но никак не курообразного.
Название не обманывает - хотя на выставке не вся графика предшедевральная, но как рождались из вихря линий или из двух синих мазков, как «Похищение Европы» Серова, многие лучшие русские картины и те, что вошли в национальное сознание, на ней видно. Эскизы и этюды к «Последнему дню Помпеи» Брюллова, «Боярыне Морозовой» Сурикова, «Ивану Грозному» и «Запорожцам» Репина, «Голгофе» Ге или «Портрету О. К. Орловой» Серова действительно свидетельствуют, насколько мучительным или, наоборот, счастливым было рождение шедевра.
Последний зал выставки, отданный картинам рубежа позапрошлого и прошлого веков и так удачно дополненный репродукциями, оставляет впечатление, что только в конце экспозиция стала такой, как хотелось бы. Потому что репродукции - печатной или электронной - не хватало и в начале осмотра. «Явление Христа народу» Александра Иванова кажется давно выученным наизусть, но, рассматривая эскизы к этому мучительному произведению, конечно, помнишь, что голубь над головой Мессии и Иерусалим на заднем плане не вошли в окончательный вариант, но насколько изменились позы некоторых персонажей, хотелось бы проверить.
До 9 ноября