Продает родину на экспорт

Оскар Фаринетти сколотил состояние на продаже стиральных машин. Сейчас же он развивает сеть Eataly, выручка которой в 2014 г. может превысить 400 млн евро
Eataly
Eataly

Оказывается, что всего за каких-то 10 лет можно построить с нуля бизнес-империю на том, что веками считается одним из главных натуральных ресурсов Италии, а именно на том, что называется итальянской кухней.

По крайней мере, именно это удалось итальянскому предпринимателю, 59-летнему Оскару Фаринетти, основателю и основному владельцу сети гастрономических бутиков Eataly. Лозунг сети: «Италия - это Eataly» (Italy is Eatаly). Лозунг построен на игре слов, в первом из которых слово Italy, или Италия, соединяется с английским глаголом eat, что в переводе означает «есть, питаться». Фаринетти далеко не единственный, кто убежден, что будущее Италии связано с развитием «красивых» отраслей, таких как гастрономия, индустрия моды, дизайн, туризм и производство товаров класса премиум.

Нынешний премьер-министр Италии Маттео Ренци заявил недавно, что хотел бы быть похожим на Оскара Фаринетти. «Сколько сделала Eataly в Нью-Йорке для создания имиджа Италии? Я думаю, столько же, сколько сразу три министра сельского хозяйства. Она создает итальянцам доброе имя по всему миру», - говорит Фаринетти.

Оптимист в стране пустых стаканов

В личном общении Фаринетти производит впечатление человека прямолинейного, пробивного и временами то резкого, то обаятельного. Он говорит быстро и часто прибегает в речи к превосходным степеням. В стране, где принято говорить о стакане воды, что он скорее наполовину пуст, а не полон, проекты Фаринетти так и излучают оптимизм и энергию. В стенах его компании словно получаешь прививку адреналина.

В основе концепции гастрономических бутиков Eataly лежит собственное мироощущение Фаринетти. Предприниматель считает, что у Италии два основных ресурса: художественное наследие итальянского Ренессанса и этническое разнообразие групп, населяющих разные регионы страны. Оба этих ресурса способствовали появлению очень разнообразной национальной кухни.

Итальянская национальная кухня хорошо продается во многих странах мира, потому что ее блюда «легко готовятся в домашних условиях в отличие, например, от блюд французской кухни, которая родилась в ресторанах», говорит Фаринетти. «Вы можете съесть тарелку великолепных спагетти в ресторане, а потом, отправившись домой, купить по дороге немного оливкового масла, базилик и томатную пасту хорошего качества. Из всех этих ингредиентов вы легко приготовите такие же спагетти дома. Если же вы едите во французском ресторане фуа-гра, а потом дома пытаетесь воссоздать это блюдо, вам, скорее всего, захочется разбить голову о стенку, так как ничего не получится», - смеется он.

Начать с волшебных сундучков

Итальянская кухня на экспорт далеко не первый бизнес, который создал Фаринетти. Свой путь в предпринимательстве он начинал с продажи стиральных машин. Он один из создателей сети магазинов бытовой техники UniEuro, которую ему в 2001 г. удалось продать британской Dixons за 500 млн евро. Бытовыми электроприборами Фаринетти занимался с таким же пылом, как и продуктами питания. «В моем представлении стиральная машина - это волшебный сундучок, который очищает белье. Я чувствовал себя настоящим волшебником. Впрочем, я всегда поэтично воспринимаю то, что делаю», - рассказывает он.

Самый известный из магазинов Eataly создан в партнерстве с именитым американским поваром Марио Батали и находится на Пятой авеню в Нью-Йорке. В нем почти половина готовой еды сделана из местных американских продуктов.

Сейчас у Eataly 13 магазинов в Японии, два - в США (в Нью-Йорке и Чикаго), по одному - в Дубае и Стамбуле и 11 - в Италии. Фаринетти планирует открыть магазины также в Сан-Паулу и Мос­к­ве. В 2015 г. он хочет выйти на рынок Лондона через совместное предприятие с сетью британских универмагов Selfridge.

Наследники Колумба

В своей обычной решительной манере Фаринетти заявляет: «Мы последователи Марко Поло и Христофора Колумба и можем привлекать клиентов как на Востоке, так и на Западе. Мы как та дверь, что открывается в обе стороны».

По предварительным оценкам, в этом году выручка Eataly должна достигнуть 400 млн евро, а EBITDA - 45 млн евро.

Eataly занимается как дистрибуцией собственных брендов Фаринетти, так и предоставляет возможность небольшим итальянским производителям продавать свою продукцию через крупную национальную дистрибуторскую сеть.

Пищевые продукты, которые выпускает и продает Фаринетти, делают в традициях пьемонтской кухни.

Семья Фаринетти живет в городе Альбе, небольшой столице региона с богатыми гастрономическими традициями.

Здесь же находятся кондитерские предприятия Ferrero, выпускающие бренды Nutella, TicTacs и Ferrero Rocher.

Дальнейшие планы Фаринетти связаны с возможным публичным размещением Eataly на Миланской бирже. Произойти это может сразу после открытия в этом городе всемирной выставки Expo-2015, которая будет посвящена производству продуктов питания. Ожидается, что выставка вдохнет новую жизнь в итальянскую пищевую промышленность.

«Нам нужно в два раза увеличить поток туристов, мы можем также удвоить экспорт пищевых и сельскохозяйственных продуктов. Кроме того, надо развивать новые ниши в индустрии моды и в дизайнерском деле. Нужно искать новые возможности и в других секторах промышленного производства. Если нам это удастся, страну ждет новый ренессанс», - говорит Фаринетти.