Игристого меньше, но пьют его все так же
Производство российских игристых вин упало в 2013 г. на 16%, но потребление осталось прежним, подсчитали аналитики IWSR. А продажи в денежном выражении и вовсе растутПроизводство российских игристых вин упало в 2013 г. на 16%, при том что в целом потребление таких вин (с учетом импорта) уменьшилось только на 2%, следует из отчета International Wine & Spirit Research (IWSR) за 2013 г. (текст отчета есть в распоряжении «Ведомостей»).
В прошлом году в России было выпито 26,8 млн девятилитровых кейсов игристых вин (в 2012 г. - 27,3 млн кейсов). Пик потребления пришелся на 2011 г.: тогда россияне купили 28 млн кейсов и с тех пор пить игристых вин больше не стали. Более того, по прогнозам IWSR, потребление и дальше продолжит снижаться: по итогам 2014 г., как ожидают аналитики, потребление составит 26 млн кейсов. При этом потребление игристых вин местного разлива, по данным IWSR, в прошлом году упало с 23 млн до 22 млн кейсов. Исследователи прогнозируют, что и дальше этот тренд продолжится: в 2014 г., по их подсчетам, на российские игристые придется 21,3 млн кейсов. С чем это связано, IWSR не поясняет.
Несмотря на падение производства, продажи вина, выраженные в деньгах, выросли на 8%, уточняет директор Ассоциации производителей игристых вин Алан Соколов. «Потребители, которые могут позволить себе более дорогие напитки, переключаются на субпремиальные бренды, - продолжает он. - Другие, напротив, выбирают больший градус за те же деньги и уходят в другие категории алкоголя». К росту продаж в денежном выражении на рынке в целом привело повышение средневзвешенной цены на шампанское за счет повышения ставки акциза на 8%, а также появление на рынке большого ассортимента недорогого импортного вина, добавляет представитель петербургского ЗАО «Игристые вина» (крупнейший производитель в России, марки «Советское», «Русское шампанское» и др.). Продажи игристых вин у этой компании в 2013 г. упали на 15% к 2012 г.
Кроме того, объем учтенного потребления снижается за счет фальсификата. На рост объема контрафактного производства как следствия повышения акцизов указывает и руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. Он также связывает снижение производства отечественных игристых вин с ростом импорта (см. таблицу) и переходом потребителя в категорию тихих вин.
Заводы загружены от силы наполовину, поэтому проблем с производством нет, говорит председатель совета директоров «Абрау-Дюрсо» Павел Титов. Играет роль и стагнация в экономике, которая приводит к изменению потребительских предпочтений, особенно это касается бюджетного сегмента - как раз российских вин, говорит он. Последний квартал года обычно дает до 50% выручки производителям игристого, 8 Марта - 8-10%, но в 2013 г. даже до этих целевых показателей дотянуть не удалось, сетует Титов. Насколько у «Абрау-Дюрсо» снизились продажи перед праздниками, он не уточнил.
С учетом законопроектов об ужесточении ответственности за производство и оборот нелегального алкоголя, грядущего установления минимальных розничных цен на шампанское и других мер, направленных на упорядочение рынка, Соколов ожидает, что уже в ближайшее время ситуация на алкогольном рынке изменится. Падение производства игристых вин не только прекратится, но, возможно, и вырастет до конца 2014 г. до 5%, полагает он. У «Игристых вин», например, за I квартал 2014 г. отгрузки с завода выросли на 14% (по рынку России в целом - минус 8%, считают в компании), а производство выросло на 4% (по рынку - минус 17%). Кроме того, из-за роста евро и высоких таможенных пошлин в ближайшей перспективе прекратится рост сегмента недорогих вин иностранного производства, полагает представитель «Игристых вин».