Угнаться за молодыми

Небольшие онлайн-аукционы принялись теснить уважаемые аукционные дома Sotheby's и Christie's: отнимают у гигантов молодых клиентов
А. Таранин
А. Таранин

Искусство продается в интернете. $2,1

млрд такой цифры к 2017 г. могут достичь объемы онлайн-продаж в сфере искусства, показало исследование, проведенное страховой компанией Hiscox

Сотни богатых коллекционеров из многих стран мира недавно приняли участие в аукционе Sotheby's, проходившем под эгидой арт-проекта Faberge's Big Egg Hunt. Участники благотворительного аукциона боролись друг с другом за 283 лота. Доход аукциона составил более $3,6 млн, которые планируется пустить на благотворительные цели.

На первый взгляд этот аукцион мало отличался от других подобных мероприятий, где с молотка уходят великолепные произведения, а в карманы участников арт-рынка в очередной раз перекочевывают миллиарды долларов. И все же одно большое отличие у этих торгов было. Вместо того чтобы организовать однодневный аукцион где-нибудь в лондонском районе Мэйфер, в парижском Марэ или же в нью-йоркском Верхнем Ист-Сайде, организаторы проводили торги целых три недели, и происходило это в режиме онлайн.

Устремились в интернет

Несмотря на расцвет таких гигантских интернет-аукционов, как eBay и 1stdibts, большинство старожилов аукционного рынка долгое время не стремились воспользоваться возможностью торговать в интернете. Дэниел Лоеб, инвестор-активист и главный акционер Sotheby's, даже критиковал за это руководство подопечного ему аукциона. В 2012 г. объем интернет-продаж предметов искусства был всего $870 млн. Это лишь небольшая часть от общего объема арт-рынка, который составляет $60 млрд.

На волне роста виртуального арт-рынка стали появляться новые высокотехнологичные компании, которые предлагают интернет-платформы для встречи в мировой сети продавцов и покупателей. Представленные там предметы коллекционирования стоят от $500 000.

«Мы за то, чтобы привлекать более состоятельных покупателей, которые охотятся за лотами стоимостью в много миллионов долларов. Но все же наш главный клиент - это молодой высокообразованный человек, который только начал увлекаться коллекционированием», - говорит Александр Гилкес, соучредитель Paddle8, интернет-аукциона со штаб-квартирой на Манхэттене.

Это новое поколение состоятельных любителей искусства готово покупать через интернет, но, по мнению Гилкеса, «ни одна крупная компания - продавец предметов искусства не смогла предложить этим клиентам правильный набор товаров, немного сниженные цены или моментальный доступ к произведениям, которые их интересуют».

Продать по совету

В прошлом топ-менеджер LVMH и главный организатор аукционов в Phillips de Pury & Company, Гилкес основал Paddle8 в 2011 г. вместе с Адитьей Джулкой, выпускником инженерного факультета Гарварда. Компания набирает популярность, в нее вкладывают деньги венчурные капиталисты и деятели искусства, художник и предприниматель Дэмьен Херст и галерист Джей Джоплин. Сейчас в Paddle8 работает уже 40 человек, а ее офисы расположены в США, Европе и на Ближнем Востоке.

На аукционном сайте Paddle8 клиенты размещают ставки на так называемые продажи по рекомендациям, или curated sales (опция предполагает привлечение к процессу продаж известных личностей, которые советуют посетителям приобрести тот или иной предмет и принимают участие в подборе ассортимента). Сайт в основном продает произведения искусства стоимостью ниже $100 000. Их предлагают известные дилеры и художники, уже сделавшие себе имя в мире искусства. Покупателей проверяют через их кредитную карту. Сделка по передаче лота покупателю занимает менее 30 секунд, а доставка осуществляется в течение двух недель.

«Мы стремимся создать простой, четко организованный и современный аукционный дом», - говорит Джулка. Paddle8 не печатает каталоги и не держит склада с товарами, так как все покупки напрямую попадают от продавца к покупателю, а подлинность произведения искусства определяется внешними, а не внутренними экспертами аукционного дома. В цену почти не входят такие расходы, как транспортировка, страховка, маркетинг и хранение. Поэтому комиссионные Paddle8 намного ниже, чем у конкурентов, проводящих торги в реальной жизни. Для продавцов комиссионный сбор составляет всего 6%, а для покупателей - 15%. Paddle8 также сотрудничает с европейскими аукционными домами местного значения - с Bukowskis в Стокгольме и Piasa в Париже.

Благотворительность в кассу

Самая популярная услуга Paddle8 - это ее интернет-платформа для благотворительных аукционов, которые проводят ведущие музеи мира. Здесь с молотка пускают переданные музеям в качестве пожертвования работы именитых художников. Многие крупные коллекционеры рассматривают эти торги как «шанс приобрести по дешевке ценное произведение искусства», рассказывает Джулка.

Аукцион начинается обычно с размещения на сайте лотов для посетителей. Те, в свою очередь, используют iPad, чтобы в день торгов разместить на сайте свои ставки. Paddle8 берет 5-10% комиссионных за продажу на благотворительном аукционе. Владельцы сайта считают, что это способ заполучить более элитных подписчиков и таким образом расширить бизнес.

Например, яйцо, расписанное американским художником Джеффом Кунсом и проданное в рамках акции Faberge's Big Egg Hunt за $900 000, изначально выставлялось за $500. Это яйцо установило новый ценовой рекорд на Paddle8, побив предыдущий рекорд в $260 000.

Благотворительные интернет-аукционы часто проводит еще одна компания - Artsy. Она была создана в 2007 г., и у нее есть могущественные покровители. Среди них - арт-дилер Ларри Гагозиан, основатель Twitter Джек Дорси и Дарья Жукова, директор российского центра современной культуры «Гараж» и подруга Романа Абрамовича. На втором этапе инвестирования Artsy получила от венчурных капиталистов $18,5 млн. Часть этой суммы пойдет на развитие нового приложения Android.

Однако в отличие от Paddle8 Artsy позиционирует себя как интернет-ресурс для любого пользователя мировой сети, кто интересуется искусством. Здесь выставлено 125 000 работ, созданных 25 000 мастеров. Авторы произведений платят за то, чтобы галереи и художественные ярмарки разместили их работы в базе данных интернет-аукциона.

На платформе размещают произведения искусства 1800 галерей и 200 музеев. Они платят за подписку, что позволяет им выставлять неограниченное количество предметов искусства на сайте и в мобильных приложениях Artsy, рассказывает Себастьян Квилич, операционный директор аукциона.

Анализировать покупки

В рамках сайта Artsy создан проект Art Genome Project, который предлагает потенциальным покупателям лоты, базируясь на информации об их предыдущих покупках. По мнению Квилича, пользователи выказывают все больше доверия к сайту. А галереи начали открыто выставлять ценники, так как увидели, что эта информация повышает качество покупательских запросов.

Правда, эксперты отрасли бурного энтузиазма по поводу интернет-аукционов не выражают. «Объем покупок, на которые люди тратят значительные средства в режиме онлайн, растет медленно, - скептичен Майкл Пламмер из консалтинговой компании в сфере инвестиций ArtVest. - С одной стороны, этот вид аукционов только зарождается, с другой - речь идет также о доверии и аутентичности».

Но даже патриархи аукционного рынка все чаще задумываются о проведении операций в режиме онлайн. И если Sotheby's шел к этому очень медленно, то Christie's уже инвестировал большие средства в интернет-стратегию, что сразу помогло аукционному дому выйти на новые рынки и привлечь новых покупателей. «Это самый важный итог», - говорит Стивен Мерфи, гендиректор аукциона. В прошлом году объем продаж Christie's в интернете составил $20,8 млн. Причем 45% покупателей были новичками. Они зарегистрировались на сайте аукциона в 188 странах.

Мерфи ничего не имеет против новичков-конкурентов. Он рад, что они ищут свою нишу на рынке. «Происходящее еще раз подтверждает, что мы находимся в правильном месте и в правильное время. Ведь они, так же как и мы, знают, что у аукционного рынка большой потенциал», - поясняет он.