Медвежья игрушка

В роуд-муви «Подарок с характером» Михаил Галустян в костюме панды едет в Сочи вместе с не по годам смышленым мальчиком
Сюжет дорожного фильма ведет героев в город мечты - Сочи/ КИНОПОИСК

«Подарок с характером» относится к тем «добрым комедиям» (типа «Любви-моркови», «Того самого Карлсона», «Елок», «Мам» и т. д.), которые в чудовищном количестве полезли на российские экраны в 2010-е и о которых пару лет назад в пространной статье исчерпывающе высказался разгневанный кинокритик Антон Долин: это фальшивые поделки, изготовленные с целью заработать денег, а доброта - лишь прикрытие для цинизма их авторов. Но «Подарок», пожалуй, не производит отталкивающего впечатления, хоть и снялся в нем Михаил Галустян - бывший кавээнщик, который благодаря «Яйцам судьбы», «Беременному», «Тому самому Карлсону» и тому подобным лентам в глазах просвещенной публики стал четко ассоциироваться с пошлостью и дурновкусием.

Оригинальности авторы (как обычно в подобных случаях) не искали - очевидно, что в основе «Подарка» лежит всеми любимая «Игрушка» с Пьером Ришаром. Но все-таки здесь «Игрушка» хоть как-то творчески переработана, и, похоже, режиссер Карен Оганесян не просто задавался целью схалтурить по-быстрому. (NB: Оганесяна не стоит путать с другим мастером «добрых комедий» - Сариком Андреасяном, а то кто-нибудь спутает и нарвется в ответ на почти довлатовское «фамилии ты моей, сволочь, не запомнил, а запомнил только, что я армянин».)

Артем (Артем Фадеев) - девятилетний сын олигарха (Федор Бондарчук) - живет в полном шоколаде. Но шоколад это только в представлении его отца, мало интересующегося детской психологией. Так, например, на каждый день рождения Артему закатывают костюмированный рыцарский турнир в роскошных декорациях по одному и тому же сценарию: трубят трубачи, на поле выходит страшное чудовище Медведь (актер в костюме), готовое похитить Принцессу, но вылетают дети-рыцари на пони и с копьями и поражают чудовище. Трубы трубят, Принцесса ликует. Артем только из вежливости не блюет.

У него нет друзей - потому что их и не найдешь: этот мальчик по уму, эрудированности, умению строить фразы, чувству вкуса и т. д. опережает не только сверстников, но и множество взрослых. Ему хочется одного - увидеть маму, которая давно ушла от папы и живет в Сочи. Но папа в Сочи его не пускает. На очередной ДР во время очередного идиотского детского праздника вместо чудовища Медведя в результате технической накладки выходит чудовище Панда (Галустян) и неожиданно дает отпор детишкам-рыцарям. Артем, отловив человека-панду, требует за гонорар в $10 000 сопроводить его в Сочи - без взрослого не пустят в самолет. Панда (которого на самом деле зовут, естественно, Миша и который по жизни актер и клинический неудачник) соглашается. И начинается роуд-муви, в ходе которого героям приходится все сложнее и сложнее (на самолет не попадают из-за стычки в аэропорту с Николаем Валуевым, с поезда их снимают, надо ехать автостопом до Геленджика - а в Геленджике на их пути вдруг встает та же самая энергия пьяного народного инферно, которая бушевала в недавней комедии «Горько!»; страшный, судя по фильмам, город).

Конечно, в этом подарочном детском наборе на 200 граммов симпатичных шуток приходится 200 граммов слащавости и 600 - банальности, нет ни одной мало-мальски выдающейся актерской работы (ребенок - за скобками), зато море продакт-плейсмента: даже то, что мальчик учит китайский, заставляет на секунду подумать, что это продакт-плейсмент Китая. Но тошнить начинает только в эпилоге, на последних трех минутах - лишь они за гранью, а все остальное вполне в рамках.

«Подарок с характером» - название обманное, потому что никакого особенного характера у человека-панды нет, внутри костюма прячется скорее человек - мелкий грызун, не способный на поступок, а по жизни озабоченный только тем, как бы добыть себе корм. Если у кого и есть характер - так это у мальчика, который идет к цели, как терминатор, и обещает в скором времени, отбросив некоторые детские черты типа страха темноты, затмить своего папашу в области бизнеса. Но пока искренне страдает, боится и любит и дает надежду на то, что чувства эти не развеются со временем. Он в фильме самый обаятельный персонаж, протагонист, пинком отпихивающий Галустяна в угол, и вот его совершенно не постыдился бы автор «Игрушки» Франсис Вебер. У Вебера Пьер Ришар учил хамоватого ребенка-робота быть человеком. Здесь ребенок-человек учит начиненную Галустяном мягкую игрушку, чтоб она... ну как минимум не мешала людям.