Урок приговедения

В Третьяковской галерее открылась слишком серьезная выставка Дмитрия Пригова, самого ироничного из московских концептуалистов
На выставке Пригова графика может превратиться в инсталляцию
На выставке Пригова графика может превратиться в инсталляцию / Третьяковская галерея

Выставка «Дмитрий Пригов: от Ренессанса до концептуализма и далее» названа ретроспективой, хотя зрителю предлагается скорее взгляд куратора Кирилла Светлякова, заведующего отделом новейших течений Третьяковской галереи, на творчество одного из важнейших представителей московского концептуализма. Куратор не реконструирует «творческий путь» Пригова. Экспозиция, конечно, выстроена хронологически, но эта линия оказывается очень условной благодаря выбранной куратором стратегии: Светлякова интересуют связи между художественными сериями, а также отдельными работами с одной стороны и историей искусства - с другой. Начинает работать совсем другая логика - гипертекстово-энциклопедическая, что, конечно, соответствует духу концептуализма.

Главный привнесенный элемент на выставке - экспликации с изображениями художественных произведений разных эпох и кураторским текстом, привязывающим творчество Пригова к разным стилям и мотивам. Собственно, заявленный в названии перечень культурных аллюзий, «от Ренессанса до концептуализма», примерно очерчивает эту область. Например, зритель узнает, что созданная Приговым в 1970-е гг. абстрактная графика близка к работам знаменитого немецкого художника Макса Эрнста, одного из столпов модернизма, а серия «Календари» (1977-1978) - к «датированным картинам» японского концептуалиста Она Кавары.

С некоторыми из проведенных параллелей можно спорить, а какие-то - действительно проливают свет на культурную генеалогию работ Пригова. Вопрос в другом: насколько уместно такое глубокое погружение в историю искусства внутри самой экспозиции? Надо сказать, что в каталоге выставки оно смотрится вполне закономерно и легитимно, но, когда сталкиваешься с этим в стенах музея, восприятие работ Пригова довольно сильно искажается.

Настроение приговских произведений всегда игривое - даже в случае, например, советской газеты, на которой можно обнаружить слово «ужас». Когда иронизировать особо не хочется, всегда можно сдержанно улыбнуться, просто чтобы укрепиться в оптимистическом взгляде на мир. Пригову это всегда удавалось - и в графике, и в инсталляциях, и в поэзии. Но это настроение с легкостью улетучивается, если выставка сконструирована по образу учебника, т. е. слишком дидактически.

Другой важной составляющей выставки являются созданные по эскизам Дмитрия Пригова «фантомные инсталляции»: одна из них посвящена классикам русской живописи (отсылки к отечественному искусству - важный мотив его творчества). Построена небольшая комната с пятью выходами, перед которыми установлены ограждения с канатами. Над дверными проемами - имена художников. Сам Пригов придумывал для каждой из инсталляций по несколько эскизов. Зритель может изучить эти серии с вариантами, что позволяет лучше понять логику художника, поскольку видна «кухня» художественного жеста, который обычно представлен в музее лишь в застывшем, законченном виде.

«Фантомные инсталляции» удачно рифмуются с давним кураторским проектом Ханса-Ульриха Обриста «do it», который как раз сейчас обосновался в «Гараже», в шаговой доступности от Третьяковки - буквально через дорогу. На кочующей из музея в музей выставке местным художникам предлагается воспроизводить произведения по инструкциям других художников. В случае Пригова такое воспроизведение делается силами музейных работников, а потому не сильно отрывается от творчества художника, сохраняется что-то вроде того, что Вальтер Беньямин называл «аурой» - уникальной искрой, следом конкретного художника.

До 9 ноября