Электронный занавес
Россия отключила иностранцев от госуслуг на сайте gosuslugi.ru. Минкомсвязи, впрочем, обещает решить проблемуЗа работу gosuslugi.ru в России отвечает Минкомсвязи. В министерстве отказались отвечать на вопросы «Ведомостей», но источник подтвердил: ФМС отключила услуги иностранцам, ссылаясь на «недостаточный уровень идентификации иностранного гражданина в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА)». По словам источника, вскоре должна заработать новая версия ЕСИА, которая решит проблему. Система ЕСИА сейчас работает только для россиян: желающие иметь дело с сайтом gosuslugi.ru должны подать заявление через сайт, а потом зайти в отделение «Почты России», расписаться в анкете и получить пароль к своему аккаунту на сайте (раньше для иностранцев система работала так же).
С прошлого года иностранцы лишились возможности работать с сайтом gosuslugi.ru, выяснили «Ведомости». В частности, они не могут подавать через него в электронном виде заявления и документы для того, чтобы получить разрешение на временное проживание в России или вид на жительство в стране (либо продлить его). Теперь для этого им нужно лично явиться в ближайшее управление Федеральной миграционной службы (ФМС) и отстоять в общей очереди. Согласно сайту web-archive.org в апреле - августе 2013 г. на сайте fms.gov.ru висело объявление о том, что иностранцы не могут подать заявления через gosuslugi.ru «в связи с отсутствием механизма верификации личности иностранного гражданина на едином портале государственных и муниципальных услуг». Портал Ассоциации юристов России сообщил, что это объявление появилось на сайте ФМС 19 марта 2013 г.
Сейчас информацию об этом найти непросто: ее нет на сайте ФМС, и в пресс-службе ведомства «Ведомостям» отказались комментировать отключение gosuslugi.ru для иностранцев.
На самом деле ФМС отключила возможность подать электронное заявление для получения вида на жительство или разрешения на временное проживание еще в январе 2013 г., заявил «Ведомостям» консультант Сергей Килязов, который помогает иностранцам иметь дело с миграционной службой. В неофициальных разговорах сотрудники ФМС жаловались ему, что «слишком много стали подавать» документы через сайт, рассказывает Килязов.
Как говорит пожелавший сохранить анонимность владелец компании, которая нанимает программистов с Украины и из Белоруссии, сайт gosuslugi.ru позволял серьезно сэкономить время: документы все равно нужно было подавать в отделении ФМС, но через сайт можно было записаться на конкретный час. Сейчас, судя по форуму на сайте zakonia.ru, в московских отделениях ФМС принимают по несколько десятков человек в день, люди ведут списки с очередями и в них числится по несколько сотен человек. «Выходит, люди записываются на пять месяцев вперед, т. е. на сентябрь месяц?» - недоумевал в апреле один из пользователей сайта. В своем дневнике в блог-сервисе LiveJournal директор екатеринбургского филиала паспортно-визового сервиса ФМС России Александр Луканин рассказывает, что очередь на подачу документов в Управление ФМС по Свердловской области мигранты занимают еще ночью. К четырем часам утра на улице уже около 100 человек, а к открытию здесь толпится 200 человек - вдвое больше, чем смогут подать документы, пишет Луканин.
В 2013 г. гражданин Таджикистана Акмаль Таджибаев пытался через суд заставить Управление ФМС по Тульской области принять в электронном виде заявление на выдачу разрешения на временное проживание в России. Согласно решению суда в Тульской области квоту на 2013 г. в 2500 мигрантов выбрали еще 22 апреля - и Центральный районный суд отказал в иске.