Россия - Запад: Как будут работать финансовые санкции

Кремль не может не волноваться по поводу третьей фазы санкций. В частности, в России опасаются мер, подобных тем, что отрезали Иран от всемирной финансовой системы
Кремль не может не волноваться по поводу третьей фазы санкций. В частности, в России опасаются мер, подобных тем, что отрезали Иран от всемирной финансовой системы / А. Астахова / Ведомости

Горячо обсуждаемые сегодня референдумы на Востоке Украины дают президенту Владимиру Путину запас времени, чтобы критически оценить свое положение и выбрать между двумя различными сценариями. Первый предполагает захват Россией как можно большей территории, попытку восстановить империю на территории бывшего СССР и долгосрочную конфронтацию с Западом. Второй сценарий более прагматичен: Путин попытается забрать свой крымский выигрыш и начнет восстанавливать отношения с США и ЕС.

Выбор сценария будет зависеть от развития событий на Украине, а главное - от сопротивления, с которым Путин столкнется со стороны внешнего мира.

Кремлю стоит взять паузу и оценить риски, потому что новые фазы экономических санкций, направленные на Россию, потенциально могут быть крайне болезненными. Западные правительства в состоянии отрезать Россию от мировой финансовой системы. Ключ к этой системе находится в Брюсселе. Это Сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций, также известное как SWIFT.

Даже те санкции, что задействованы сейчас, оказались неприятным сюрпризом для Кремля. При вторжении России в Грузию в 2008 г. было пролито куда больше крови, чем при аннексии Крыма, - однако тогда Запад почти не отреагировал на происходящее. (А спустя всего несколько месяцев даже произошла дипломатическая «перезагрузка» отношений США и России.) Присоединение Крыма, напротив, сразу обернулось санкциями - причем самые серьезные из них еще впереди.

Москва старается сделать вид, что ее не беспокоят визовые ограничения и замораживание активов. Влиятельные российские чиновники, оказавшиеся в санкционных списках, всячески дают понять, что санкции не вызывают у них ничего, кроме восторга.

Но дело в том, что некоторые из приближенных Путина всерьез встревожены ограничением возможностей выезжать за границу и свободно распоряжаться своими активами. Особенно же беспокоятся в Кремле относительно того, в чем может состоять третья фаза санкций. В частности, в России опасаются мер, подобных тем, что отрезали Иран от всемирной финансовой системы.

В частных разговорах российские чиновники дают понять, что перспектива отключения от системы SWIFT или международных банковских платежей приводит их в смятение. Именно эта мера была применена к Ирану в 2012 г. Это серьезно усложнит россиянам ведение бизнеса за пределами страны. Без доступа к SWIFT станет очень трудно переводить деньги в Россию и из России.

SWIFT - частная организация, которая принадлежит входящим в нее банкам и располагается в Брюсселе. Однако, как показал пример Ирана, она восприимчива к давлению со стороны ЕС и США. В 2012 г. европейские и американские финансовые санкции против Ирана заставили SWIFT отключить Иран. Сегодня подобные меры против России входят в список возможных санкций.

Тем не менее западные политики понимают и оборотную сторону использования SWIFT в качестве орудия санкций. Западу выгодно, что столь заметная часть мировой финансовой структуры располагается в Европе и даже в том же городе, что и штаб-квартиры ЕС и НАТО. Тот факт, что российское население и организации используют SWIFT для финансовых операций, облегчает западным властям возможность наблюдения за передвижением их средств.

Отсечение России от системы SWIFT приведет к краткосрочному хаосу в Москве. В более долгосрочной перспективе, однако, это может приблизить создание Россией и, что более важно, Китаем собственной инфраструктуры для передвижения средств между банками различных стран. Это непростая задача - иначе это уже давно было бы сделано. Однако известно, что и Россия, и Китай давно размышляют над решением этой проблемы.

Однако точно так же, как не в интересах Запада дробить управление инфраструктурой интернета, вредно и блокировать часть глобальной финансовой инфраструктуры, необходимой для поддержания мировой экономической системы, особенно учитывая, что эти каналы «маршрутизируются» через страны Запада.

Если США и ЕС сочтут отключение России от SWIFT слишком решительным шагом в настоящий момент, существуют и иные способы оказать давление на Россию при помощи финансовых инструментов. Америка может действовать и в одиночку, не дожидаясь более осторожной Европы, - например, поставив международные финансовые институты перед необходимостью выбирать между ведением бизнеса в России и в Америке.

Хотя Россия и является восьмой по величине экономикой в мире, трудно предположить, что какая-либо крупная финансовая организация решится на выход из долларовой системы ради сохранения своего московского представительства.

Могут ли США зайти настолько далеко? В настоящий момент - нет. Но если российские власти намерены аннексировать другие районы Украины и угрожать другим независимым государствам, которые в прошлом входили в состав СССР - например, Молдавии, Грузии или странам Балтии, - дальнейшие санкции неизбежны. На каком-то этапе эскалации серьезные финансовые санкции, возможно включающие SWIFT, превратятся из планов в реальность.

Конечно, если Путин действительно считает себя новым императором и намеревается объединить под началом Москвы бывшие советские территории - чего бы ему это ни стоило, - тогда подобные риски его вряд ли остановят. Однако то, что мы знаем о Путине, говорит нам, что российский президент самоуверен, но не безрассуден.

Запад должен предельно ясно показать Путину, желательно непубличным образом, насколько болезненной может быть третья фаза санкций. Отчетливые послания могут помочь российскому президенту сделать свой выбор.

FT, 12.05.2014