Волонтер звучит дорого

Московские рекрутеры все чаще получают резюме, где как особый опыт указана волонтерская деятельность на сочинской Олимпиаде. Волонтеры убеждены, что получили уникальный опыт и теперь любая работа им по плечу
А. Таранин
А. Таранин

Сколько их было. 25000

волонтеров, работавших более чем в 20 сферах деятельности, приняли участие в проведении Олимпийских игр, сообщает пресс-служба оргкомитета «Сочи-2014». Волонтеры составляли примерно 35% от числа персонала Игр. Их подготовку взяли на себя 26 учебных заведений в 14 субъектах России. Волонтерские центры открылись в мае 2011 г. за тысячу дней до Олимпиады. Они получили 200 000 заявок от претендентов, конкурс составил примерно 8 человек на место. На Олимпиаде волонтеры жили и питались бесплатно. Им также досталась в подарок форма, сшитая специально для Игр.

Еще на стадии подготовки к Олимпиаде на сайте vol.Sochi2014.com появился раздел «Зачем быть волонтером?». Среди причин, по которым человек может стать волонтером, значилась следующая: «Я смогу улучшить свои профессиональные навыки и устроить свою карьеру».

Многие волонтеры и в самом деле поехали в Сочи не только чтобы лицезреть красочное эпохальное событие. Они хотели получить новый профессиональный опыт, завязать деловые контакты и заработать яркую строчку в резюме, делится наблюдениями Александр Пфлюк, руководитель волонтерского центра Омского университета путей сообщения.

Например, Татьяна Никульшина, организатор тренингов по публичным выступлениям и взаимодействию со СМИ, работала на Олимпиаде в пресс-центре. Она записалась волонтером именно сюда для того, чтобы понаблюдать за работой журналистов, набрать живого материала для разбора на своих тренингах и понять, как организуются такие крупные мероприятия, как Олимпийские игры.

Теперь, вспоминая об Олимпиаде, она с улыбкой рассказывает, как вставала в шесть утра, работала по 12 часов в сутки и ела в столовой по 35 блинчиков за день - все ради высокой цели. По приезде в Москву она убедилась, что знания могут реально пригодиться. «На днях я рассказывала на тренинге клиенту случай с Олимпиады. Вспомнила поведение представителя одной команды, который не мог четко ответить на вопросы прессы и порядком разозлил журналистов. На тренинге мы разобрали это как пример недопустимого способа общения со СМИ», - рассказывает женщина. Кроме того, добавляет она, ей теперь легче работать с клиентами, которые просят организовать пресс-тур для журналистов. «Я досконально знаю, что нужно корреспондентам для работы в поездке, и могу организовать даже масштабное мероприятие», - говорит она.

Мечты не сбылись

Волонтеров, подобных Никульшиной, было в Сочи немало. Еще большим энтузиазмом горели едва начинающие карьеру молодые люди. Среди волонтеров их было значительно больше, чем сорокалетних, рассказывает Нана Лалаян, координатор спортивных волонтерских программ ресурсного центра «Мосволонтер». На сочинской Олимпиаде средний возраст волонтера составлял 22 года, в то время как на предыдущих Играх в Лондоне было много волонтеров в возрасте 40 лет, уточняет Пфлюк.

По мнению кадровой компании Kelly Services, официального поставщика персонала для оргкомитета Олимпиады, работники Игр трудились в Сочи так ударно, что теперь могут стать надежным кадровым фондом любой организации. Они привыкли работать в условиях повышенного стресса и обладают целым спектром организационных навыков. Конкретно о волонтерах Юрий Ефросинин, исполнительный директор «KellyOGG Россия», говорит, что «они были хорошо организованы и прекрасно подготовлены».

Но рекрутеры, не связанные с оргкомитетом Игр, встретили вернувшихся волонтеров не так радужно. Им показалось, что после Олимпиады молодые люди полны амбиций, но при этом не имеют большого опыта работы по специальности, что плохо для трудоустройства.

Татьяна Маркина, руководитель департамента общего рекрутмента кадровой корпорации ManpowerGroup, уверяет, что эти кандидаты недостаточно объективно оценивают ситуацию на нынешнем рынке труда. У них завышенные зарплатные ожидания. А кроме того, их больше привлекает проектная работа, так как они проводят параллели с сочинским проектом.

Польза от Олимпиады

Среди волонтеров были ребята, которые работали на Олимпиаде непосредственно по профессии, например переводчики. Многие хорошо себя зарекомендовали и организации, с которыми они сотрудничали на Олимпиаде, взяли их на работу, свидетельствует Пфлюк из Омского университета.

Но другие опрошенные «Ведомостями» волонтеры признаются, что получили в Сочи опыт, лишь косвенно связанный с основной профессией. Шалва Цурцумия, который работал переводчиком на лондонской Олимпиаде и инспектором службы допинг-контроля в Сочи, говорит, что сочинский опыт был бы крайне полезен, если бы он собирался идти после вуза в спортивную медицину. Но ординатор первого года обучения кафедры № 2 Первого МГМУ им. И. М. Сеченова намерен связать свою жизнь с кардиохирургией. Полезный опыт, который он вынес из работы в Сочи, - это умение работать с людьми и принимать правильные решения в стрессовой ситуации. Что, конечно, ему как будущему хирургу может пригодиться.

А Татьяна Веденеева говорит, что получила прекрасный управленческий опыт, командуя волонтерами на объекте «Лаура». Однако выпускница Российского государственного университета туризма и сервиса вовсе не хочет работать по профессии. Она так увлечена волонтерской деятельностью, что хотела бы сделать именно волонтерство своей основной профессией.

Принципы отбора

Маркина заметила, что волонтеры по большей части стремятся попасть на работу в международные компании, где можно использовать иностранный язык. Это неудивительно, так как акцент на знании английского языка делался еще на этапе отбора волонтеров, признаются в волонтерских центрах. Всех кандидатов тестировали на уровень знания английского и проверяли их личностные качества. После тестов будущие волонтеры проходили собеседование. «Для нас было важно, чтобы человек умел располагать к себе и обладал хорошими коммуникативными навыками», - объясняет Пфлюк. А в РГСУ, готовившем волонтеров для Паралимпийcких игр, в кандидатах оценивали также отзывчивость и готовность работать с инвалидами, говорит Наталья Горлова, руководитель волонтерского центра этого вуза.

Узкоспециализированных навыков от кандидатов не требовали. «Мы набирали людей не только с медицинским образованием. Главным было знание английского языка и желание работать», - рассказывает Вадим Тарасов, в недавнем прошлом директор волонтерского центра Первого МГМУ им. И. М. Сеченова.

Однако на этапе подготовки к Олимпиаде специализация все же появилась. Так, например, МАДИ готовил волонтеров по направлению «транспорт», МГИМО - по направлению «протокол и лингвистические услуги», а Первый МГМУ им. И. М. Сеченова - по направлению «допинг-контроль». А тренинги по совершенствованию знания английского проходили во всех вузах.

Работа все же есть

Трудности неизбежны, ведь волонтерское движение только набирает в России силу и помимо благотворительных и социально значимых проектов волонтерские центры так или иначе будут заниматься профориентацией своих подопечных, выражает оптимизм Лалаян из «Мосволонтера». Тарасов из Первого МГМУ им. И. М. Сеченова на это говорит, что его вуз будет привлекать волонтеров к помощи больницам. «Путь любого врача начинается с санитара», - подчеркивает он. А волонтеры из РГСУ уже сейчас оказывают бесплатную психологическую помощь населению, что для студентов, обучающихся в социальном университете, по сути дела, производственная практика, рассказывает Горлова.

Лалаян подчеркивает, что самые лояльные работодатели для волонтеров - это государственные организации. Недавно «Мосволонтер» организовал карьерный день для ребят, работавших во время Олимпиады в аэропортах. На встречу пришло 50 человек, которым представитель таможенной службы «Шереметьево» рассказывал о вакансиях его службы и возможностях карьерного роста в аэропорту. «Несколько волонтеров после этого решили пройти собеседование, а одного вроде бы собираются взять в штат аэропорта», - говорит Лалаян.