Победитель гнуса

«Годзилла» (Godzilla) Гарета Эдвардса, выходящий в четверг на все мировые экраны, - зрелище настолько же бессмысленное, насколько технически совершенное
Годзилла в классическом ракурсе
Годзилла в классическом ракурсе / kinopoisk.ru

Режиссер Гарет Эдвардс уважает Годзиллу. Он изучил все предыдущие инкарнации чудовища и вернул ему классический облик исполинской ящерицы, испорченный в 1998 г. Роландом Эммерихом.

Режиссер Эммерих Годзиллу совсем не уважал. У него это был шустрый тиранозавр, словно бы сбежавший из «Парка юрского периода» и особенно поражавший зрителей тем, что стремительно менял размеры: то крушил небоскребы, то прятался в метро. Но главное, эммериховский Годзилла был плохой. А у Эдвардса он хороший и, как в японских фильмах, спасает человечество от других монстров, восстанавливая природное равновесие.

Враждебный монстр в новом «Годзилле» по-английски называется Muto (Massive Unidentified Terrestrial Organism), а по-русски Гнус (расшифровку не помню). Гнусов двое - самец и самка (люди определяют их пол моментально). Они представляют собой помесь Чужого с насекомыми из «Космического десанта» и питаются радиацией, например с удовольствием глотают ядерные боеголовки. Сюжет состоит в том, что гнусы хотят романтически совокупиться в Сан-Франциско, а Годзилла пытается им помешать. Люди ничего сделать не могут.

Четыре года назад Гарет Эдвардс дебютировал малобюджетным фильмом «Монстры», в котором был практически тот же сюжет: в финале герой наблюдал за любовным актом двух гигантских пришельцев-осьминогов с красивым фиолетовым свечением. Люди в «Монстрах» тоже не могли ничего сделать: осьминоги прилетели на Землю давно, заселили половину Мексики и живут своей жизнью. Но бюджет «Монстров» составлял смехотворные для жанра $15 000, поэтому Эдвардса интересовали не столько осьминоги, сколько персонажи-люди. Их личные истории и переживания, характеры и отношения. Бюджет «Годзиллы» больше в тысячи раз, и теперь Эдвардсу не до людей. Судя по лицу главного героя (Аарон Тэйлор-Джонсон), это существа совершенно бессмысленные. Они нужны лишь затем, чтобы разыгрывать вымученную мелодраму про воссоединение семьи и открывать от изумления рот, глядя на очередной спецэффект.

На фоне нового «Годзиллы» неожиданно человечной выглядит даже картина Эммериха. Внутри фильма-катастрофы в ней пряталась настоящая комедия. Главный герой - ботаник был похож на гайдаевского Шурика. Его университетская любовь пыталась выбиться из секретарш в журналистки и снять сенсационный репортаж о гуляющем по Нью-Йорку чудовище, которого в упор не замечал самодовольный шеф-телеведущий. Смешно водил своим большим французским носом Жан Рено. А военные летчики, промазав по Годзилле, попадали ракетой то в небоскреб «Утюг», то в Крайслер-билдинг, то еще во что-нибудь легендарное. Эммериха живо занимало все, что бегает у Годзиллы под ногами, и это было весело.

А Гарету Эдвардсу не до шуток, если не считать шуткой то, что в последние полчаса персонажи таскают туда-сюда ядерную боеголовку, которая меняет размеры, как Годзилла у Эммериха, а потом сценаристы попросту забывают, что не отключили на ней таймер взрывателя.

До таких ли мелочей, когда Годзилла дерется с гнусами на руинах Сан-Франциско. Это величественное зрелище. Это красиво и поэтично. Гарет Эдвардс превосходно снимает, как дымятся города, с неба железными звездами падают истребители, полыхает закат. Из моря встает чудовище, древнее и прекрасное. Хозяин этого мира. А люди тут и правда лишние. Если бы все они, как персонаж Жюльет Бинош, умерли в первые пять минут, идеальное было бы кино, не придраться.

В прокате с 15 мая