Не тех ловил

Бывший начальник антикоррупционного подразделения МВД этапирован в Москву и арестован судом по подозрению в коррупции
Денис Сугробов заявил в суде, что боролся с коррупцией честно
Денис Сугробов заявил в суде, что боролся с коррупцией честно / А. Новодережкин / ИТАР-ТАСС

Басманный суд Москвы в четверг санкционировал арест бывшего начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России Дениса Сугробова. По версии следствия, Сугробов и его заместитель Борис Колесников (арестован в феврале по обвинению в превышении должностных полномочий) создали преступное сообщество, в которое были втянуты другие сотрудники ведомства, передает «Интерфакс». Следователи считают, что офицеры ГУЭБиПК пытались спровоцировать на получение взятки заместителя начальника 6-й службы управления собственной безопасности ФСБ Игоря Демина. Всего же с ноября 2013 до февраля 2014 г. преступная группа совершила не менее 10 тяжких преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и правосудия, заявил представитель следствия на заседании суда. Необходимость ареста следователь объяснил тем, что Сугробову грозит до 20 лет лишения свободы и он может скрыться.

Сугробов в суде заявил, что никаких преступлений не совершал, а боролся с коррупцией в высших эшелонах власти. По его словам, многих сотрудников, которые, по версии следствия, входили в преступную группу, он даже не знал.

Поводом для задержания Сугробова, уволившегося из полиции после ареста его подчиненного, стала неявка на допрос в качестве свидетеля по делу об организации преступной группы и провокации взятки. По словам знакомого Сугробова, председателя президиума общественной организации «Офицеры России» Антона Цветкова, до майских праздников Сугробову прислали три повестки. Он в это время уже находился на рыбалке на Волге вместе с Цветковым. «Оттуда послали телеграмму, что после 11 мая он прибудет на допрос, но в данный момент не сможет, - передал слова Цветкова его представитель. - Но в среду в Волгограде его задержали и доставили в Москву». Непонятно, зачем следствие ходатайствует об аресте его друга: следственные действия еще не окончены, отмечает Цветков. Сугробов предполагал, что дело вслед за его подчиненными может быть возбуждено и против него, но до последнего времени считал, что этого удастся избежать, говорит источник «Ведомостей» в МВД.

Двенадцати фигурантам в апреле предъявлены обвинения по ст. 210, напоминает депутат Госдумы Александр Хинштейн. По версии следствия, участники преступного сообщества систематически фальсифицировали уголовные дела. Если следовать этой логике, такое сообщество не могло существовать без человека, который санкционировал мероприятия. Решение о немедленном аресте Сугробова может быть реакцией на попытки защиты начать активную PR-кампанию в СМИ, не исключает Хинштейн: там стали появляться материалы о масштабных успехах МВД в деле борьбы с коррупцией.

Управление Сугробова расследовало много громких дел, среди них - махинации с томографами, дело Мастер-банка, дело «Оборонсервиса», а также дело и. о. руководителя подмосковного управления Росреестра Ольги Ждановой. Кроме того, Сугробов оказался самым молодым полицейским генералом: в неполные 37 он стал генерал-лейтенантом и начальником ГУЭБиПК. Источник, близкий к правоохранительным органам, не исключает, что арестом Сугробова громкое дело о коррупции в рядах борцов с ней не закончится: тот считается человеком, близким к помощнику президента Евгению Школову (ранее возглавлял департамент экономической безопасности МВД, а сейчас курирует кадровые назначения в силовых структурах). Не исключено, что именно кремлевский чиновник является подлинной целью операции, рассуждает собеседник «Ведомостей».

Сугробов останется самым высокопоставленным фигурантом этого дела и дальше наверх оно не распространится, не соглашается источник «Ведомостей», близкий к следствию. По его словам, в протоколах допроса Бориса Колесникова действительно фигурировала и фамилия Школова, но сам Колесников заявил, что версия о причастности Школова к оперативному эксперименту в отношении офицера ФСБ Демина является бредовой.

Сам Сугробов в письме к Путину (опубликовано в блоге Цветкова) заявляет, что дело против него инспирировано сотрудниками УСБ ФСБ, и просит главу государства поручить провести объективное расследование всех обстоятельств дела, которое дискредитирует «многолетнюю работу главка по борьбе с коррупцией», в том числе по данным президентом поручениям.