От редакции: Виртуальная война

ИТАР-ТАСС

В связи с украинским кризисом все чаще можно услышать о гибридной, опосредованной или кибервойне. Все это разные проявления одних и тех же закономерностей, связанных с активными, направленными действиями в информационной сфере.

Оказывается, что прозрачность пространства - когда о происходящем в любой точке мира тут же становится широко известно - ничуть не мешает работе пропаганды. Искажение действительности в пропагандистских целях - традиционный прием информационной войны. Из наиболее известных примеров такого рода - широко растиражированные в США в 1990 г. свидетельства 15-летней кувейтской девочки о том, как иракские солдаты разоряли кувейтские роддома. Этот эпизод повлиял на общественное мнение в стране. Как выяснилось впоследствии, девочка была дочерью кувейтского посла в США, а ее свидетельства инсценированы пиар-фирмой Hill & Knowlton, нанятой правительством Кувейта. Пропаганда всегда активизируется накануне и во время войн. Однако в сегодняшних условиях старые приемы переосмысляются. Поскольку образ в современном информационном пространстве обогнал по степени реальности факт, факт оказывается вторичен. Машина инфовойны работает с образом отдельно, а с фактом отдельно; нужный образ делает ярким, а ненужный факт - мутным и спорным.

Многочисленные факты, в том числе фото и видео, убеждающие в принадлежности так называемых отрядов самообороны Крыма к российским ВС, нивелируются заявлениями, что это неправда. Образ солдата самообороны есть, а его фактическое наполнение - вопрос спорный, не предполагающий ясного ответа. Образ «бандеровца» живет собственной жизнью, не связанной ни с историей этого понятия, ни с современной украинской реальностью.

Российские власти оказались невероятно эффективны в ведении войны нового типа. Как писал теоретик новых медиа Маршалл Маклюэн (1911-1980), в условиях информационной войны отсталые страны, привыкшие работать с мифами и образами, а не с рационализациями, обладают преимуществом перед передовыми. «Чтобы быть агрессивно эффективными в современном информационном мире, русским достаточно приспособить свои традиции восточной иконы и создания образов к новым электронным медиа», - писал он.

Вторая причина эффективности россиян в информационном наступлении в том, что в новейшей истории России опыт пиар-войн был крайне востребованным инструментом в многочисленных бизнес-войнах и рейдерских захватах постсоветских времен. Изобилие специалистов в «боевом пиаре», которые никуда не исчезли, и неограниченность ресурсов позволяют не стесняться в средствах, которые, по Маклюэну, и являются сообщениями.

Одна из ключевых идей Маклюэна состоит в том, что средства передачи информации формируют среду и определяют восприятие в большей степени, нежели сама эта информация. Благодаря воздействию новых СМИ реальный мир виртуализуется, становясь неотличимым от мира вымышленного или сконструированного специально обученными людьми. Именно поэтому почти все сегодня ощущают острую нехватку фактов, четкости понимания того, что именно происходит в местах конфликтов: это одно из следствий эффективности инфовойны.