Банки обменяются подозрениями

В России создается реестр компаний, подозреваемых обслуживающими их банками в нарушении законодательства о борьбе с отмыванием средств. Доступ к этому реестру должны получить все банки
До сих пор банки не делились друг с другом сведениями о сомнительных операциях клиентов
До сих пор банки не делились друг с другом сведениями о сомнительных операциях клиентов / В. Баранов / Ведомости

Опрошенные «Ведомостями» банкиры считают, что реестр должен быть государственным - например, под эгидой Росфинмониторинга. Банки уже делятся с этим ведомством информацией о подозрительных клиентах и если распространять такие сведения по всей банковской системе, то только через уполномоченную госструктуру, убежден директор департамента Росбанка Сергей Мешалкин. «Такой реестр не помешает, но формироваться он должен централизованно с привлечением, например, Росфинмониторинга», - солидарен с ним начальник отдела Райффайзенбанка Павел Нифатов, в противном случае это будет некий черный список, достоверность сведений которого будет вызывать сомнения.

Правительство поручило ЦБ, Минфину и Росфинмониторингу к июню 2014 г. разработать механизм, позволяющий банкам обмениваться данными о клиентах, заподозренных в нарушении «антиотмывочного» закона. Таков один из пунктов национального плана по борьбе с уклонением от уплаты налогов и сокрытием бенефициарных владельцев, который правительство утвердило в конце апреля (документ есть в распоряжении «Ведомостей»).

Идет ли речь о создании государственного реестра или банки могут обмениваться информацией о подозрительных заемщиках самостоятельно, в плане не уточняется. Говорится лишь, что они должны сообщать друг другу о фактах отказов в открытии счета, расторжения действующих договоров ведения счета и даже об отказах от выполнения отдельных операций. Составлял проект плана Росфинмониторинг, знают два федеральных чиновника.

Появление списка в интересах как банков, так и возможных контрагентов недобросовестных компаний, считает заместитель директора Росфинмониторинга Павел Ливадный. Банки и сейчас часто разрывают отношения с подозрительными клиентами, информируя об этом Росфинмониторинг, но еще чаще действуют неформально - рекомендуют клиенту уйти «по-хорошему», рассказывает он: «О последних ни мы, ни ЦБ информацией не располагаем». Логично, чтобы банковское сообщество знало о таких клиентах, чтобы они не меняли свободно один банк на другой, говорит Ливадный.

Реестр не обязательно должен быть государственным, считает Ливадный: его может вести, например, Ассоциация российских банков или Ассоциация региональных банков России (АРБР). Информация о подозрительных клиентах не относится к банковской тайне, значит, банки могут свободно обмениваться ею, уверен он. По мнению Ливадного, такой список должен только «не обязывать, а ориентировать» банки: если банк считает риски приемлемыми, то волен работать с компанией из списка.

Представители ЦБ и Минфина вчера не стали описывать возможные механизмы обмена такими данными.

Государство все больше вовлекает банки в борьбу с отмыванием средств, констатирует президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов. С прошлого года банки вправе отказывать подозрительным клиентам в открытии новых счетов и закрывать уже существующие. А проект новой инструкции ЦБ об открытии и закрытии счетов обязывает банки изучать деловую репутацию клиентов, цели ведения бизнеса, чуть ли не родословную, говорит Парфенов. Новая инициатива должна помочь банкам еще лучше узнать своего клиента, констатирует он.

Реестр может быть только общегосударственным, считает сотрудник крупного универсального банка: законодательство запрещает банкам информировать друг друга «о принимаемых в целях борьбы с отмыванием мерах». Но он опасается, что компании будут попадать в реестр по формальным признакам, без должных оснований: «многие банки направляют данные в Росфинмониторинг, основываясь только на наличии «признаков необычных операций» и не проводя глубокого анализа». Банкам нет смысла информировать государство о проблемах клиентов без серьезных оснований, возражает Парфенов, ведь тогда придется отказаться от работы с ними.

Если такой реестр появится, многие компании станут гораздо осторожнее в выборе банков-партнеров, возможно, даже предпочтут небольшие банки, с которыми можно договориться о страховке от попадания в черный список, опасается сотрудник банка, входящего в топ-20. Такие клиенты могут попробовать пойти в мелкие банки, допускает президент АРБР Анатолий Аксаков, но к банкам, занимающимся рискованными операциями, гарантированно будет приковано внимание финансовых регуляторов.