Государство и бизнес: Павел Дуров в поисках свободного рынка
Павел Дуров возвращается к тому, что у него получается лучше всего: к запуску нового бизнеса. В среду минувшей недели российский интернет-предприниматель попросил пользователей Facebook помочь выбрать страну, где он и 12 разработчиков могли бы заняться созданием новой мобильной соцсети, - где угодно, только не на родине.
«Нам не нравится бюрократия, полицейские государства, вмешательство власти в дела граждан, войны, социализм, высокие налоги, большие расходы и избыточное регулирование», - написал Дуров. Сообщая в конце записи адрес своей электронной почты, он добавляет: «Если вы представляете правительство, которое удовлетворяет нашим критериям, мы с радостью выслушаем ваши предложения».
Это выглядит как жест отчаяния со стороны 29-летнего Дурова, потерявшего все, что он создал на родине. В понедельник он лишился поста гендиректора самой крупной российской соцсети «В контакте» - последнего, что связывало его с компанией, основанной им в 2006 г. и имеющей сегодня более 100 млн активных пользователей, что значительно превышает число пользователей Facebook в России.
Дуров утверждает, что его уволили через несколько дней после его отказа сообщить спецслужбам персональные данные членов украинских групп и критиков Москвы. Это сделало его символом борьбы за свободу слова и против наступления государства на интернет-индустрию, один из немногих островков относительной свободы в стране.
«Он ушел, потому что власти пытаются сделать интернет полностью контролируемым», - говорит Илья Пономарев, член думского комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Во вторник Госдума приняла закон, требующий от популярных блогеров регистрации, как от СМИ. Этот же законопроект, в частности, обязывает интернет-компании (физические и юридические лица, организующие распространение или обмен данными в сети) хранить информацию о действиях пользователей полгода и предоставлять ее правоохранительным органам по первому требованию - решение, которое может вытеснить из России иностранных операторов вроде Google и Facebook.
Однако уход Дурова со своего поста связан не только с принципами, но и с вопросами практической целесообразности. Николай Кононов, российский журналист, написавший книгу о предпринимателе, называет его либертарианцем, но не диссидентом. «Хотя он сталкивался с давлением со стороны государства и это несомненно повлияло на его решение уйти, главной его мотивацией было то, что он хочет делать глобальные проекты, а «В контакте», как он убедился, для этого не подходит», - говорит Кононов.
Глобальные амбиции Дурова неудивительны. Родившийся в Петербурге в 1984 г., он несколько лет жил в Италии, пока его отец, филолог, работал в Турине. Вернувшись в Россию, студентом Санкт-Петербургского университета он начал разрабатывать проект, которому позже предстояло превратиться во «В контакте». В прошлом году вместе со старшим братом Николаем они запустили Telegram, защищенное приложение для обмена сообщениями.
Знакомые Дурова говорят, что он отказался от мысли вывести «В контакте» на мировой рынок после мюнхенской IT-конференции 2012 г. «Он понял, что российский интернет и программные разработки имеют плохую репутацию за границей, - говорит один из них. - Через несколько месяцев он задумался о том, чтобы начать все заново вне России».
Идея нового проекта родилась у него в августе, вскоре после сообщений бывшего сотрудника американских спецслужб Эдварда Сноудена о том, что Национальное агентство безопасности США следит за пользователями интернета. Вместе с Николаем Дуровым, одним из основных разработчиков «В контакте», и группой близких друзей они запустили Telegram.
По мнению Кононова, новый сервис - доказательство деловой интуиции Дурова. «Он почувствовал потребность в защищенном мессенджере, когда пользователи осознали опасность утечки личных данных, - говорит он. - В этом его сильная сторона: он хороший программист и разработчик, умеет управлять созданием продуктов и хорошо понимает маркетинг».
Однако Telegram привел к серьезным трениям между гендиректором «В контакте» и остальными акционерами. Двое сооснователей «В контакте» продали в общей сложности 48% акций фонду UCP, топ-менеджеры которого имеют связи с Кремлем. Новый инвестор стал предъявлять Дурову претензии по финансовым и управленческим вопросам и жаловаться на разработку Telegram вне связи с «В контакте». В иске, поданном месяц назад против Дурова, UCP требует признать права «В контакте» на Telegram.
Руководитель одной из российских компаний в области программного обеспечения, знакомый с Дуровым, говорит, что основатель «В контакте» оказался уязвимым, потому что финансовые вопросы интересуют его меньше, чем разработка продукта. «С программистами он чувствует себя комфортнее, чем с юристами и бизнесменами», - говорит он, повторяя жалобы венчурных капиталистов из Кремниевой долины.
Дурова часто называют российским ответом Марку Цукербергу, а знакомые говорят, что он стремится стать публичной фигурой, как основатель Apple Стив Джобс. Но между ними крайне мало общего. «Разница - как между героем Достоевского и героем Сэлинджера, - говорит Кононов. - Российский интернет-предприниматель вынужден сражаться с проблемами, которые предприниматель из Кремниевой долины просто не мог бы понять».