Без рейтингов никуда
«Большая тройка» рейтинговых агентств снова зарабатывает рекордную прибыль. Причины - сокращение издержек, увеличение продаж аналитики и хорошая конъюнктураВ апреле рейтинговые агентства Standard & Poor's (S&P) и Moody's должны отчитаться о результатах за I квартал и, судя по прогнозам, покажут рекордную прибыль. Fitch на днях сообщило, что 2013 год стал «одним из лучших за всю историю».
Отчасти высокая прибыль агентств обусловлена глобальным бумом на размещение облигаций, которым необходимы рейтинги. Но главная причина в том, что, несмотря на кризис, в этом сегменте мало что изменилось. «Большая тройка» по-прежнему контролирует 95% рынка. Эмитенты по-прежнему платят за рейтинги, новые правила регулирования так и не приняты, и серьезную конкуренцию тройке составить до сих пор некому. В 2008 г. из-за кризиса, в котором обвиняли и рейтинговые агентства, доходы Fitch сократились на 21%, Moody's - на 32%, S&P - на 49%.
В отличие от крупных банков Уолл-стрит, которые платят миллиарды отступных и штрафов за нарушения в кризис, рейтинговым агентствам повезло. «Разговоров было много, а дел мало», - говорит бывший директор Moody's Марк Йоффе. Особенно сильно критиковали оплату рейтингов эмитентами: были подозрения, что агентства ослабляют требования, чтобы получить больше клиентов. Чтобы крупные институциональные инвесторы могли покупать облигации, инвестиционные рейтинги необходимы даже небольшим компаниям.
Сами рейтинговые агентства объясняют рост прибыли ликвидацией «внутренних слабых мест», увеличением продаж аналитики и сокращением издержек. Аналитическое подразделение Moody's, учрежденное в 2007 г., в 2013 г. принесло компании $913 млн дохода (почти треть общего). Доходы аналитического подразделения S&P за четыре года увеличились на 27% до $1,1 млрд, доходы Fitch Solutions, предоставляющего доступ к рейтингам компании за 35 лет, - на 69%.
Хотя в отношении агентств продолжаются судебные разбирательства, а правительство США не собирается отказываться от иска на $5 млрд к S&P, худшее для сектора позади. «По всем параметрам мы видим, что инвесторы обращаются к нам чаще - им нужно больше информации», - отмечает начальник отдела управления бизнесом Fitch Марк Олайн.
Первыми это оценили инвесторы: за прошедший год акции материнских компаний Moody's и S&P обогнали рынок более чем вдвое. Fitch, принадлежащая Fimalac и Hearst Corp., непубличная компания. Настоящим подарком рейтинговым агентствам стали низкие ставки, разогревшие глобальные рынки облигаций. В 2012-2013 гг. было размещено $12,7 трлн бондов. По оценке Dealogic, в истории был лишь один подобный прецедент.