Крым: небанковская территория
В Крыму практически не осталось банков, зато ожидаются огромные инвестиции. Мечта бизнесмена? Не совсем так: крупные российские банки не торопятся осваивать новый регион«Интересно было бы развивать там транзакционный бизнес, обслуживать операции малого и среднего бизнеса, а также населения: как местного, так и приезжающих туда туристов», - приводит пример Константин Басманов из Промсвязьбанка. Но признает, что его банк не видит особых преимуществ спешить с выходом на рынок Крыма: «Основной интерес видим не в том бизнесе, что есть там сейчас, а в перспективах его развития».
Средним банкам идти в Крым сейчас невыгодно, считает председатель совета директоров «Тройка-Д банка» Владимир Акаев. Регион требует серьезных инвестиций после 20 лет застоя и банки, по его мнению, просто не могут себе позволить настолько долгосрочные инвестиции. Он ставит на то, что в регион выйдут и закрепятся крупные игроки: Альфа-банк (работу в Крыму приостановил, представитель банка от комментариев отказался), ВТБ. Для его банка горизонт - 3-5 лет до выхода на рынок.
Санкции не страшны. Герман Греф
президент Сбербанка. «Я не чувствую такой опасности и не вижу, за что мы можем попасть под какие-то санкции. Чтобы попадать под санкции, нужно что-либо нарушать. Я думаю, мы одна из самых законопослушных компаний, которые действуют на территории России и многих стран, где мы присутствуем».
Российские банки не торопятся выходить на новый рынок - пугает неясная ситуация с законодательством и санкциями. Многие смотрят, но решаются единицы. «Тяжело действовать быстро, когда переехала целая страна и просто не знаешь, как работать», - делится впечатлениями консультант по слияниям и поглощениям. Между тем украинские банки массово отказываются от крымского бизнеса, зачастую оставляя там целые филиалы сотрудников и клиентов.
Крым ищет банкиров
Украинские банки, которые хотят продолжать работу в Крыму, должны были до 17 апреля уведомить об этом ЦБ (регулятор итоги этой кампании не раскрывает) и затем до конца года преобразовать подразделения в юрлица, поднадзорные российскому регулятору. Этого от них крымские власти не ждут.
«Украинцы» могут прекратить работу в Крыму уже на этой неделе, - заявил на прошлой неделе первый вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев. - Из огромной сетки украинских банков кое-как сейчас работают четыре (из 80. - «Ведомости»)».
Так и вышло. В понедельник ЦБ объявил, что в связи с неисполнением обязательств перед вкладчиками прекратил деятельность подразделений украинских Приватбанка, Всеукраинского акционерного банка, «Киевской Руси» и Имексбанка в Крыму и Севастополе.
Корреспондент «Ведомостей», будучи в Крыму, обнаружил лишь пару работающих банкоматов, полуостров фактически отключен от банковской системы: наличные снять невозможно, расплатиться картой - тоже.
Российские банки в Крым пока не вошли. Лишь Генбанк и «Россия» открыли там представительства. Единственным квазироссийским игроком, который отважился на покорение новой республики, стал Российский национальный коммерческий банк (РНКБ), бывшая «дочка» Банка Москвы. Для этого ему пришлось сменить владельца - им стал совет министров Крыма. Теперь РНКБ скупает сети местных старожилов. Ему будут переданы 300 отделений Ощадбанка, «Райффайзенбанка Аваль», Имексбанка. Таким нехитрым способом местные власти решают проблему отсутствия банков. В середине апреля в Крыму, по словам Темиргалиева, было 134 отделения российских банков, а к концу месяца обещано 250.
Заодно устраняется «колоссальная», по словам человека, близкого к ЦБ, зависимость региона от Приватбанка - его совладелец Игорь Коломойский испортил отношения с президентом России Владимиром Путиным.
Госбанки деньги выдают
Госбанки пока не облюбовали полуостров. ВТБ оставит в Крыму минимальное количество офисов, заявил недавно его президент Андрей Костин. Сбербанк передал часть своих отделений в аренду РНКБ, признавался его президент Герман Греф. Через несколько дней он заявил, что украинская «дочка» Сбербанка останется работать в Крыму после 17 апреля - срока, который поставил российский Центробанк для уведомления о планах деятельности на территории, перешедшей под контроль России. Греф сказал, что не видит для Сбербанка рисков санкций Запада, не признающего присоединение Крыма к России (см. врез).
Главная проблема, по мнению Костина, в том, что банкиры не понимают позицию украинской власти в отношении финансовых институтов, которые работают в Крыму. По его словам, группа ВТБ продолжает работать в качестве украинского учреждения и пока не строит планов о работе в Крыму в качестве российского банка. Так же поступает и Сбербанк.
Де-факто банки просят клиентов перевести операции из республики и стараются минимизировать операции в Крыму, признается сотрудник одного из госбанков, за исключением, может быть, выдачи наличных - к банкоматам Сбербанка и ВТБ стоят самые длинные очереди, потому что деньги они все-таки выдают.
И манит, и колется
Крым может быть интересен банку, если ему удастся стать агентом по выплатам Агентства по страхованию вкладов, приводит пример один из банкиров. Мало кто из тех, кто бежит с рынка, захочет расстаться со своими вкладчиками по-джентльменски. Новые игроки смогут рассчитывать на эти финансовые потоки и новых клиентов, которым нужно будет где-то хранить деньги.
По его прогнозам, Крым станет вариантом «Сочи+» - исторически этот курорт считался более престижным, чем Сочи, и может составить ему конкуренцию. Но в регион придется инвестировать большие деньги, чтобы восстановить туристическую инфраструктуру, продолжает он: начальный этап будет за госкомпаниями, за ними потянутся крупные частные игроки. «И нам наверняка придется туда выходить в какой-то момент за нашими клиентами: строительными компаниями, туристическим бизнесом и проч.», - ожидает он.
Новые игроки могут приобретать сети банков, ушедших из региона, покупать портфели, нанимать команды, рассуждает зампред правления «Уралсиба» Илья Филатов: «В Крыму было около 800 отделений украинских и иностранных банков. Они сейчас уходят. Конечно, эту нишу надо занимать».
Крупные частные банки получают письма от крымчан, которые работали на украинские банки, а теперь остались не у дел. Басманов говорит, что примерно раз в неделю в банк пишут сотрудники крымских филиалов, которые остались с арендованными офисами и нулевым фондом оплаты труда. Предлагают в основном перейти в банк целой командой с готовой клиентской базой. «В «Уралсиб» тоже приходили [такие письма], я лично видел два, в пресс-службе говорили, что их продолжают присылать», - рассказывает Филатов.
Крымский регион менее интересен для бизнеса, чем, например, краснодарский, уверен председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин. Он не очень большой, и единственный способ извлечь выгоду - прийти туда первым. «Так поступил РНКБ, так что остальным пока там будет просто неинтересно», - полагает он, называя схему работы РНКБ в регионе правильной: он скупает готовую сеть со специалистами.
Вьюгина смущают высокие риски, в первую очередь политические, потому что их трудно предсказать: «Наши зарубежные партнеры не признают Крым территорией России, а значит, если банк начнет выходить на этот рынок, в отношении его могут ввести санкции». «МДМ банк» в Крыму открывать филиалы не планирует. Филатов добавляет операционные риски - инфраструктура региона еще не готова для работы российских банков, но ЦБ работает над этим.