Помнить решили все


В этом году экспертный совет премии «Большая книга», ответственный за отбор книг в лонг- и шорт-лист, изменил стратегию - длинный список, в прошлые времена включавший около сорока позиций, на этот раз ограничивается двадцатью девятью. Это означает, что эксперты - писатели и критики Елена Холмогорова, Алексей Андреев, Ольга Новикова, Юлия Рахаева, Алексей Михеев и поэт Лев Оборин - под председательством прозаика Михаила Бутова выбраковывали каждые девять авторов из десяти и даже более того: всего на конкурс было подано 359 работ.

Оставляли только самое-самое. В результате получилось выразительно, почти эффектно, хотя и не без очевидных зияний: отсеянный сборник мемуарных новелл Сергея Каледина «Черно-белое кино» (М.: АСТ, Corpus, 2013), например, итоговый список, безусловно, только усилил бы.

Среди прорвавшихся сквозь частое сито - произведения всех жанровых оттенков. Биографии: на этот раз это «Шкловский» Владимира Березина и «Шекспир» Игоря Шайтанова (обе вышли в серии ЖЗЛ). Альтернативная история: «Столкновение с бабочкой» Юрия Арабова, посвященная Николаю Второму. Семейный роман, соединенный с триллером: «Цвингер» Елены Костюкович. Антиутопия: «Теллурия» Владимира Сорокина. Философская работа Владимира Мартынова «Автоархеология на рубеже тысячелетий», также посвященная отношениям человека и истории. Во многом о том же на материале литературной жизни 1920-х размышляет и Наталья Громова в «архивном» романе «Ключ». Вообще, чуть не каждый текст длинного списка включает рефлексию о прошлом, близком и не слишком, собственном и страны. Это верно и для самых очевидных кандидатов в финалисты - публицистического сборника о переломе 1990-х Светланы Алексиевич «Время секонд хэнд», блистательной реконструкции о жизни советского завода Ксении Букши «Завод свобода», гоголианы Владимира Шарова «Возвращение в Египет» и, конечно, «Обители» Захара Прилепина - к гадалке не ходи, этот самый звонкий и крупный роман и станет триумфатором.