У Rambler снова новый директор

Выходец из Apple Петр Захаров продержался на посту гендиректора Rambler & Co меньше года. Теперь объединенную компанию возглавит ее акционер Александр Мамут
Теперь объединенную компанию возглавит ее акционер Александр Мамут
Теперь объединенную компанию возглавит ее акционер Александр Мамут / Сергей Портер / Ведомости

У Мамута есть управленческий опыт. С 1990 г. Мамут вместе с Андреем Глориозовым управлял банком АКБ «Империал», тогда же создал юридическую фирму «АЛМ-консалтинг», где был управляющим партнером. Ситуация, когда акционер управляет операционным бизнесом, нормальна и очень распространена в России, говорит управляющий партнер Odgers Berndtson Роман Тышковский. Он приводит в пример партнера Мамута Владимира Потанина, который успешно возглавляет «Норникель», Олега Дерипаску, управляющего «Русалом», и основателя и гендиректора «Яндекса» Аркадия Воложа. Другой вопрос, хватит ли Мамуту операционного опыта и сил удержать команду - ведь у предыдущего менеджера было свое видение бизнеса и обязательства, с которыми он формировал себе команду, заключает Тышковский.

Управляющий акционер компании Rambler & Co (до недавнего времени - «Афиша-Рамблер-SUP») Александр Мамут возглавит компанию в качестве генерального директора, сообщила «Ведомостям» представитель компании Софья Иванова. Официально он вступит в эту должность сегодня.

Нынешний гендиректор Rambler & Co Петр Захаров, по данным издания Lenta.ru, с этой недели уходит в отпуск. После этого «будет определен формат его дальнейшего сотрудничества с Rambler & Co».

С Захаровым при его назначении в прошлом мае был заключен годовой контракт, вскоре он истекает и не будет продлен, уточнил источник «Ведомостей», близкий к компании. Иванова объяснить причины смены руководства не смогла, сославшись на то, что «не комментирует действия акционера».

Мамут заявил Lenta.ru, что «интернет-бизнес всегда казался ему наиболее интересным и перспективным» и «прошедший с момента объединения год только укрепил» его в этом мнении. «Я был достаточно сильно вовлечен в процессы объединения в Rambler & Co. Видимо, увлекся и теперь испытываю большое желание вложить в развитие компании максимум усилий», - добавил он. Бизнесмен не ответил на звонок «Ведомостей». Представитель «Интерроса» подтвердил, что решение о смене гендиректора Rambler & Co было c ними согласовано, и от других комментариев отказался.

Мамут и владелец «Интерроса» Владимир Потанин объединили свои активы прошлой весной. Это проекты «Рамблера», «Афиши», блог-хостинг LiveJournal, издания Lenta.ru и Gazeta.ru. Они владеют Rambler & Co на паритетных началах, но Мамут - управляющий партнер. Весной 2016 г., через три года после подписания сделки, Мамут будет обязан выкупить долю Потанина, если последний захочет выйти из этого бизнеса.

Захаров, который прежде работал в Apple, должен был еще осенью прошлого года представить совету директоров Rambler & Co стратегию развития компании, но этого не произошло. Затем дедлайн был перенесен на конец года, а затем - еще дальше, рассказывали «Ведомостям» источники, близкие к Rambler & Co. В ноябре Захаров в интервью газете «Коммерсантъ» сообщил, что намерен объединить проекты Rambler и LiveJournal по примеру союза Yahoo! и Tumblr и сделать LiveJournal более медийным, «подсвечивая» самые интересные посты. Также компания постоянно срывала сроки защиты бюджета компании на 2014 г. и сделала это только весной. В итоге в апреле совет директоров смог утвердить лишь общие подходы в стратегии, детальную стратегию топ-менеджмент компании обещает представить совету в середине лета.

На прошлой неделе объединенная компания все-таки собралась рассказать о новой концепции публично, а также сообщить новое название. Но в последний момент мероприятие было отменено из-за «ажиотажа среди журналистов». Однако сотрудники Rambler & Co неофициально рассказали, что мероприятие было отменено по другим причинам.

По их словам, за день до мероприятия Захаров провел презентацию новой стратегии для топ-менеджеров. Он рассказал, что Rambler & Co намерена сделать ставку на видеоконтент, мобильные приложения и так называемую native advertising (когда СМИ создает для рекламодателя текст, максимально похожий на редакционные материалы, и выпускает его с пометкой «реклама»). Стратегия, говорят сотрудники, была жестко раскритикована топ-менеджерами как беспомощная. Мамуту концепция тоже не понравилась, говорит другой собеседник «Ведомостей», вместо серьезного документа он увидел набор слайдов и это стало последней каплей: акционер и топ-менеджеры давно видели, что Захаров явно занимает не свое место. Это подтверждает еще один собеседник «Ведомостей»: Мамут был давно недоволен Захаровым, но тянул с его увольнением, не желая публично признаваться, что ошибся с выбором топ-менеджера.

Когда объединенная компания создавалась, Мамут пообещал, что она займет третье место по аудитории в рунете. По данным TNS за февраль 2014 г., она - пятая после Mail.ru Group, «Яндекса», Google и «В контакте». За год аудитория группы даже уменьшилась: в феврале 2013 г. аудитория активов, которые потом вошли в холдинг, составила 35,2 млн пользователей, в феврале 2014 г. - 34,8 млн. Из всех проектов компании аудитория существенно выросла только у Gazeta.ru и Lenta.ru, но это произошло на фоне роста популярности новостных изданий из-за событий на Украине. В 2012 г. выручка интернет-активов «Профмедиа» составила 3 млрд руб. ($93 млн), активов Мамута - $43 млн (оценка Forbes). Данных за 2013 г. нет.