Полный скелет

Популярная краснодарская художественная группировка ЗИП представила на выставке свои правила жизни в деревянных макетах
Что у классиков великое, то у ЗИП смешное
Что у классиков великое, то у ЗИП смешное / Галерея XL

Выставка «Утопический скелет» группировки ЗИП в галерее XL открылась на следующий день после того, как это объединение совместно с другими участниками кубанской художественной жизни, активистами Краснодарского института современного искусства (КИСИ), получили премию «Инновация». Это не первая их выставка в Москве, но на этот раз они выступили в неожиданном для себя амплуа: вместо разговора о путях сосуществования художников и остальных жителей страны или художников между собой, что было магистральной темой для ЗИП в течение последних двух лет, начиная с проекта «Утопия» (2012) о заводе-коммуне для художников, они сфокусировали внимание на значимых для себя объектах, составив то ли собственные «правила жизни», как у известного глянцевого журнала, то ли концептуалистский по духу список важных вещей.

Из деревянных реек, скрепленных гвоздями, собраны 17 инсталляций на платформах, которые изображают значимые, по мнению участников ЗИП, художественные и архитектурные объекты. Макеты «Спиральной дамбы» американского лэнд-артиста Роберта Смитсона, «Рабочего и колхозницы» Веры Мухиной или дома-гиганта, построенного в Ростове-на-Дону во время индустриализации, соседствуют с проектами еще не созданных строений - например, художники предлагают устанавливать в каждом городе скульптуры дельфинов.

В центре экспозиции - квадратный стенд с проломом посередине, в котором конструкция из реек, изображающих рельефную поверхность дна, поскольку, как следует из специального гида по экспозиции, это галерея «Яма». Такое имя получил большой песчаный карьер, где в летнее время регулярно проводились выставки краснодарских художников. Эта инсталляция - своего рода Илья Кабаков наоборот. У самого известного из представителей московского концептуализма есть уже хрестоматийная работа «Человек, улетевший в космос из своей комнаты»: здесь пролом располагается в потолке, а под ним кровать и конструкция, с помощью которой жилец катапультировался из советского повседнева. Для Кабакова полет в космос, к мировой известности стал возможен благодаря тому, что он уехал на Запад. Для участников группировки ЗИП, чье творчество так же, как у Кабакова, тесно связано с советской и российской действительностью, со всеми ее вдохновляющими красотами, ужасами и впечатляющей глупостью, важно противоположное направление - иронично-просветительское движение вглубь и по просторам России.

До 30 апреля