Регуляторы: Создать гармоничную среду
Москомстройинвест
Орган исполнительной власти Москвы. Подготавливает и вносит в установленном порядке на рассмотрение мэра Москвы и правительства Москвы проекты законов Москвы, проекты правовых актов мэра Москвы и правительства Москвы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности комитета.
В столице исторически сложились обособленные внутригородские анклавы, существование которых порождает социальные проблемы и одновременно препятствует решению задач гармоничного градостроительного развития и создания качественной среды. На территории «старой Москвы» насчитывается 83 производственно-коммунальные территории (ПКТ), включающие в себя 160 промзон, а также 49 самостоятельных промзон. Они занимают около 18 800 га, но только около 52% указанной площади занято действующими объектами промышленности и науки. Основными отличительными признаками таких территорий являются:
- отсутствие на них жилой застройки;
- наличие устаревшей, потерявшей свое значение индустриальной базы и сопутствующей ей развитой железнодорожной сети;
- неразвитая автомобильная транспортная сеть;
- крупные размеры - 150-500 га, обособленность, замкнутость расположения на территории города;
- расположение крупных объектов инженерной общегородской инфраструктуры и предприятий коммунального хозяйства;
- использование части территории под самострой;
- наличие большого количества мелких собственников недвижимости.
Что же город хочет видеть на данных территориях? Ответ - полноценно сбалансированную, удобную для жизни и работы среду. Инвестиционное сообщество должно понимать, что городские власти будут способствовать максимально рациональному и направленному на обеспечение интересов жителей использованию таких территорий. Единственный верный путь развития / реорганизации производственно-коммунальных зон - создание кластеров по принципу смешанного использования, т. е. создание на территории и рабочих мест, и жилья, и социальных объектов, и ритейла, и развлечений, и парков.
Москомстройинвестом определен круг проблем, мешающих реализации проектов реновации ПКТ; проведена работа по определению механизма вовлечения представителей бизнес-сообщества в процесс их развития; подготовлено и передано Клубу инвесторов Москвы (КИМ) техническое задание по разработке концепций ПКТ, в рамках КИМ создана рабочая группа по проработке указанных территорий. В результате в 2013 г. около 10% от общего ввода коммерческой недвижимости в Москве составил ввод на ПКТ.
Одной из первых пилотных территорий была определена ПКТ Южного речного порта (около 57 га), которая затем была расширена примерно до 500 га. Было осуществлено визуальное обследование территории, подготовлена информация о правообладателях объектов недвижимости и их текущей деятельности, совместно с префектурой ЮВАО приняты меры по освобождению принадлежащих Москве участков площадью 5 га от грузовых контейнеров, совместно с департаментом городского имущества Москвы пересмотрена и сокращена на 9,9 га формируемая для целей аренды площадь земельного участка Южного речного порта. Подготовлена предварительная урбанистическая концепция, которая сейчас проходит доработку в органах исполнительной власти города. На часть территории, взятой для разработки концепции, в 2013 г. ГЗК были одобрены два проекта планировки, которыми предусматривается создание здесь технопарка. Это позволит в первоочередном порядке создать не только рабочие места, но и прозрачную конкурентную среду для коммерческих организаций, которые будут работать на указанной территории.
В качестве других пилотных проектов Москомстройинвестом рассматривались: ПКТ № 52 «Северянин» (СВАО, 327,5 га); части ПЗ «Огородный проезд» (СВАО, 100,5 га); ПЗ № 1 «Павелецкая» (ЦАО, ЮАО, 194 га); ПКТ № 5 «Магистральные улицы» (САО, 215,8 га); ПКТ № 50 «Алтуфьевское шоссе» (СВАО, 272 га); ПЗ № 56-1 «Грайвороново» (ЮВАО, 144 га); ПЗ № 6 «Силикатные улицы» (СЗАО, 128 га). По аналогии с ПКТ Южного речного порта участникам КИМ предложен ряд территорий для разработки концепций, которыми предлагается впоследствии руководствоваться для дальнейшей проработки территорий и разработки граддокументации (ППТ, ГПЗУ).
Москомстройинвестом также прорабатываются схемы применения экономических и правовых мер, направленных на упрощение реализации проектов в ПКТ. А именно - департаменту городского имущества предложено изменить (т. е. повысить) кадастровую стоимость земельных участков в ПКТ, если собственники используют их неэффективно. Такая практика уже начала применяться и показала положительные результаты.