Следователи изучат Herbalife
ФБР и министерство юстиции США начали уголовное расследование деятельности Herbalife, которую инвестор Билл Экман обвиняет в создании пирамидыК расследованию деятельности Herbalife подключились Федеральное бюро расследований (ФБР) и министерство юстиции США, сообщила The Financial Times (FT) со ссылкой на свои источники. Пока, пишет FT, компанию не обвиняют ни в чем незаконном, но расследование может привести к тому, что Herbalife будут предъявлены какие-либо обвинения. Представители ФБР и министерства юстиции отказались от комментариев. Herbalife заявила, что не знает о каком-либо текущем расследовании министерства юстиции или ФБР. «Мы не получали формального или неформального запроса информации от какого-либо из упомянутых учреждений», - заявила компания.
Месяц назад расследование в отношение Herbalife начала Федеральная комиссия по торговле (FTC). FTC изучает структуру распределения денежных потоков компании, чтобы определить, есть ли уклон в сторону постоянного привлечения новых дистрибуторов и создания пирамиды, сообщали FT и The Wall Street Journal в марте. В финансовой пирамиде основной доход системе приносит привлечение новых участников, а не продажи товара потребителям.
В декабре 2012 г. управляющий хедж-фондом Pershing Square Capital Management Билл Экман обвинил Herbalife в том, что она является «финансовой пирамидой». Его фонд поставил $1 млрд на падение котировок акций компании. По его мнению, Herbalife больше зарабатывает за счет привлечения в свою сеть новых продавцов и продажи товаров им, а не потребителям.
Главный исполнительный директор Herbalife Майкл Джонсон в конце 2012 г. в интервью «Ведомостям» рассказывал, как устроен бизнес Herbalife: «Компания начала работать в 1980 г. и продавала продукт в коробках, по 12 банок в каждой». С такой коробкой в руках человек был действительно дистрибутором, потому что ему нужно было продавать продукт, рассуждал он. Компания росла, а возможности продавать товары коробками были ограничены, и в 2000-х произошел переход от банки к порции, говорил Джонсон, но любой человек, подписавший с компанией договор, квалифицировался как дистрибутор. «И цифры получались очень большими - мы говорим о миллионах дистрибуторов. Это было ошибкой. Это вводило в заблуждение», - признавал он. В 2012 г. цифры были таковы: 18% дистрибуторов зарабатывало на жизнь именно дистрибуцией Herbalife, а 82% - «люди так называемого одного уровня, которые покупают продукт у дистрибутора или компании, но для личного пользования или перепродажи другу, членам семьи». «Если они что-то и зарабатывают, то за счет наценки, а не за счет организации бизнеса. В путанице между тем, кто наш дистрибутор и кто наш клиент, к сожалению, мы сами и виноваты», - говорил Джонсон.
Herbalife продает пищевые добавки и продукты через сеть из миллионов распространителей более чем в 80 странах. На конец прошлого года ее сеть насчитывала 3,7 млн дистрибуторов. В прошлом году объем продаж Herbalife вырос на 18% до $4,8 млрд, а прибыль - на 14% до $528 млн.
После обвинений Экмана Herbalife пыталась восстановить репутацию. Компания заручилась поддержкой крупных инвесторов - конкурентов Экмана, в том числе Карла Айкана, которые приобрели акции компании, рассчитывая на их рост. К закрытию торгов в Нью-Йорке в прошлую пятницу после сообщения FT об уголовном расследовании бумаги Herbalife подешевели на 14%.