Потанин мало нажил
Владимир Потанин не признает за собой никаких активов, в том числе долю в «Норникеле» и сочинский курорт «Роза Хутор». Это следует из его иска о разделе имущества с бывшей супругойПотанин считается одним из богатейших российских предпринимателей. Месяц назад журнал Forbes оценил его состояние в $12,6 млрд. По этому показателю, по расчетам издания, он занимает 8-е место в России и 86-е в мире. Сам «Норникель» указывает в отчетности, что Потанин является конечным бенефициаром компании Interros International Investments Limited, которая контролирует 30,27% акций металлургического гиганта. При этом «Норникель» ссылается на соответствующие уведомления от Interros International Investments Limited от апреля и сентября прошлого года.
В распоряжении «Ведомостей» оказалась копия иска о разделе имущества, поданного Потаниным 20 февраля в Пресненский суд Москвы к бывшей супруге Наталье. В нем предприниматель перечисляет имущество, приобретенное «в период брака до распада семьи и раздельного проживания <...> совместно за счет общих денежных средств». В списке не оказалось крупнейших активов Потанина - 30,27% акций «Норильского никеля», курорта «Роза Хутор». В нем перечислены лишь квартира в Москве, где прописаны оба бывших супруга, четыре земельных участка, жилой дом, акции «Газпрома», больше десятка счетов и даже часовня.
Общую стоимость перечисленного в иске имущества Потанин оценил примерно в $140 млн. Его истица предлагает поделить поровну, говорит адвокат Натальи Потаниной Филипп Рябченко. Бывшей супруге Потанин просит оставить квартиру, земельные участки, дом и несколько счетов. Себе - часовню, счета и акции «Газпрома», указано в иске.
Рябченко отмечает, что в иске перечислены не все активы Потанина. Поэтому его клиентка не согласна ни с одним из пунктов искового заявления и будет настаивать на справедливом разделе совместно нажитого имущества, хотя это будет крайне сложно, несмотря на очевидность дела. «Все активы и компании зарегистрированы в офшорных юрисдикциях, что осложняет процесс запроса информации», - говорит Рябченко.
Потанина уже начала розыск активов бывшего супруга. В начале года она обратилась в суды Южного и Восточного округов Нью-Йорка с просьбами разрешить ей запрашивать у граждан США документы об имуществе Потанина, которое он, вероятно, скрывает от нее. Как указано в одном из ее заявлений, начиная с 1990-х гг. она участвовала в бизнесе мужа, делилась с ним советами и предложениями. А в 2001-2007 гг. была даже президентом «Интеррос эстейта». Однако Потанин начал скрывать от жены информацию о делах «Интерроса» с 2007 г., когда начал раздел бизнеса с Михаилом Прохоровым. По мнению Потаниной, имущество бывшего супруга скрыто под «корпоративной вуалью», говорится в материалах американских судов. Рябченко же заявлял, что только после того, как они соберут данные об активах, разбросанных по всему миру, может быть принято решение, подавать ли иск о разделе имущества.
Адвокат Потанина Марина Иванова от комментариев отказалась, сославшись на рассмотрение иска в закрытом режиме. Также поступил и представитель «Интерроса» (компания Потанина). Источник, близкий к Потанину, заявил, что «состояние бизнесмена будет передано на благотворительность». Об этом решении Потанин объявил еще в 2010 г. и сообщил, что отдал все соответствующие распоряжения юристам. А год назад бизнесмен присоединился к глобальной инициативе Билла Гейтса и Уоррена Баффетта Giving Pledge. «В том случае если в иске, по мнению Потаниной, отражено не все совместно нажитое имущество, ей предстоит это доказать в суде», - продолжает собеседник «Ведомостей».
Специализирующийся в том числе на бракоразводных процессах состоятельных людей адвокат Александр Добровинский отмечает, что российский суд имеет право определять судьбу не только российских, но и зарубежных активов. Но Потаниной придется потрудиться, чтобы доказать принадлежность «Норникеля» и «Интерроса» ее бывшему супругу. По словам адвоката, для этого ей нужно будет обратиться в иностранную юрисдикцию, где зарегистрированы компании: районный суд должен составить запрос, который затем должен быть направлен в Минюст России, который передаст его в МИД, а тот направит запрос в страну нахождения предполагаемого актива. «Боюсь, в таком случае Потанина не сможет вовремя предоставить доказательства, ведь исковая давность по вопросу раздела имущества в России - три года», - указывает Добровинский.