Максимальный ретвит: Не тех зачистили
Проведение параллелей между нынешним консервативным креном и брежневским временем пока еще не запрещено законом и даже напротив - набило оскомину. Впрочем, тот застой и нынешняя стабильность, обернувшаяся закручиванием гаек, при всей внешней схожести принципиально отличаются своим внутренним вектором.
Советская система говорила о движении в будущее через преодоление себя и улучшение мира, путинский режим - о движении в прошлое через консервирование и огораживание.
Если суммировать в одном предложении: мы попытались построить светлое будущее по-коммунистически, попробовали по-капиталистически, не вышло никак, поэтому давайте больше не будем пробовать и замрем в нынешнем моменте, он, кажется, не плох, а заодно давайте вернемся во времена нашей юности, когда мы были счастливы, и возьмем оттуда лучшее (нынешняя элита достигала совершеннолетия при Брежневе), обильно сдобрив это православно-патриотической мешаниной.
Разумеется, это не серьезная идеология, с которой можно вступить в полемику. Это образ жизни, набор обывательских практик, не более. Если СССР мог предложить миру немецкий марксизм, то современная Россия, номинально претендуя снова на звание сверхдержавы, предложить может лишь суверенное право на девиантное прочтение демократии и рынка в развивающемся обществе. Но это вчерашний день не только для Южной Европы (Испания, Португалия, Греция) и Восточной Азии, но уже даже и для Латинской Америки.
В идеологии черных полковников в Греции был тезис, применимый, пожалуй, и к нынешней российской власти: «Мы гипс на теле неокрепшей демократии». Инструмент временного исторического сдерживания, который лишь отсрочивает неизбежное.
На наших глазах в России сходятся два противоположных тренда: направленный консервативный сверху и рассеянный прогрессивный снизу. Второе - это даже не про политику или медиа. Можно посадить всех оппозиционеров под домашний арест и подчинить себе все ключевые СМИ, все равно это не позволит остановить движение в будущее.
Оно идет через мягчайшую из мягких политик: через консюмеризм. Причем в самом широком смысле - от покупки смартфона, который меняет саму модель поглощения и распространения информации, до гипертекстового потребления контента через социальные сети.
Нынешнее правительство сколько угодно может точечно зачищать этот контент в рамках своей консервативной революции; все без толку: мозги людям меняет не само послание, а сам факт послания (не message, а medium).
При этом масштабный удар по потреблению, конечно, невозможен, оно - не стоит забывать - одновременно лежит в самой основе нынешней стабильности и действующего общественного договора, который пока был расторгнут лишь со сравнительно узкой оппозиционной группой.
Проще говоря, нельзя отключить в стране полностью «В контакте» или запретить продавать, например, айфоны, а одной только заложенной в них «технологической» идеологии будущего достаточно, чтобы в среднесрочной исторической перспективе победить консервативное эрзац-мировоззрение. И не надо тут искать происки западных разведок: в борьбе идей, как и в эволюции, побеждают сильнейшие.