Сколько стоит Россия: 10 лет спустя: Противоречия российского ЖКХ
Именно противоречивость (состояния, цифр, оценок, прогнозов и т. п.) - главное впечатление от проведенного исследования отрасли жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
Сразу необходимо отметить, что как единая отрасль ЖКХ перестало быть объектом наблюдений Росстата с 2004 г. После перехода на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности жилищное хозяйство стало частью разделов «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» и «Гостиницы и рестораны». Коммунальное хозяйство сегодня представлено в «Производстве и распределении электроэнергии, газа и воды» и т. д.
Тем не менее ЖКХ как важнейшая сфера экономики, несмотря на все это раскассирование, существовать, разумеется, не перестало. Показатель площади жилья на одного жителя в России вырос с 19,8 кв. м на человека в 2002 г. до 23,4 кв. м на человека в 2012 г., прирост составил 18,2%. Такие темпы роста нельзя назвать высокими, так же как и достигнутый показатель обеспеченности жильем. При этом темпы роста жилищного строительства были достаточно высокими (см. раздел «Строительство»), а население России сократилось на 1,7 млн человек за тот же период. За период 2003-2012 гг. было введено в действие 543,2 млн кв. м жилья, а жилищный фонд прирос на 496 млн кв. м жилья. Разница в 47,2 млн кв. м обусловлена тем, что доля ветхого и аварийного жилья в России остается весьма высокой и часть домов из ветхого и аварийного фонда не ремонтируют, а сносят, что влечет за собой сокращение общего жилищного фонда.
Интересно, что на фоне роста обеспеченности жильем и благами цивилизации парадоксальным образом не улучшилось состояние основных фондов ЖКХ. По различным экспертным оценкам, физический износ основных фондов ЖКХ в настоящее время составляет около 60-70%, примерно так же, как и 10 лет назад, когда оценки варьировались в пределах 60-80%. Удельный вес коммунальных сетей, нуждающихся в замене, за последние 10 лет вырос. При этом число аварий по всем указанным видам сетей, по одним данным, сократилось, а по другим (Национальный центр управления в кризисных ситуациях) - в 2013 г. количество аварий и нарушений в системе ЖКХ и энергетики увеличилось в 2,5 раза по сравнению с 2012 г. Потери тепла в теплосетях выросли с 8,9% от всего подаваемого тепла в 2004 г. до 10,8% в 2012 г. Расход энергетических ресурсов в российских коммунальных предприятиях на 25-30%, а иногда и на 50% выше, чем в европейских.
На 1 января 2012 г. в капитальном ремонте нуждалось 11,3% от общего количества многоквартирных домов. Однако министр регионального развития Игорь Слюняев дает совершенно другую цифру: 2/3 многоквартирных домов нуждаются в капремонте, проживает в таких домах 48 млн человек.
Эти и другие разночтения в цифрах являются доказательством еще одной проблемы ЖКХ: недостаточности полной и непротиворечивой информации о состоянии жилищно-коммунального хозяйства.
Наконец, самая чувствительная для нас, потребителей жилищно-коммунальных услуг, тема - тарифы. С 2002 г. по 2012 г. доля расходов населения на оплату ЖКУ в суммарных потребительских расходах выросла с 6,2 до 8,8%. За этот период было всего три года, когда этот показатель снижался: 2007-2008 гг. (это было связано с началом работ по приоритетному национальному проекту «Доступное жилье») и 2012 г. Максимальный показатель за всю историю был достигнут в 2011 г., когда доля расходов населения на оплату ЖКУ составила 9,5%.
Основную часть расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг составляет оплата коммунальных услуг. В 2012 г. она составляла 83% от расходов на оплату ЖКУ (в 2002 г. - 80,1%).
Государство продолжает экспериментировать с регулированием тарифов ЖКХ. На 2014 г. было принято решение, что тарифы ЖКХ будут проиндексированы с индексом 0,7 к годовой инфляции по итогам 2013 г. - 6,5%, в дальнейшем тарифы должны увеличиваться в меру инфляции. Между тем тарифообразование в сфере ЖКХ продолжает оставаться одним из самых зарегулированных. Общие, фундаментальные проблемы этого института практически не затрагиваются. Среди этих проблем можно выделить директивность, централизацию и предопределенность установления тарифов.
Что касается директивности, то необходимость такого подхода даже не ставится под сомнение. Между тем государство может ведь регулировать тарифы, основываясь на применении антимонопольного законодательства.
Регулирование тарифов ЖКХ отличается излишней централизацией. С 2006 г. регулирование осуществляется из федерального центра, Федеральная служба по тарифам устанавливает индексы в среднем по субъектам Российской Федерации.
Тарифообразование в сфере ЖКХ также отличается и предопределенностью, оно критически зависит от уровня индексации тарифов естественных монополий. Конечно, могут быть приняты и «волевые» решения (к примеру, как на 2014 г.: тарифы естественных монополий замораживаются, а тарифы ЖКХ хотя и с понижающим коэффициентом, но индексируются). Однако долго продолжаться такая несинхронность в нынешней системе госрегулирования тарифов не может.
Со стоимостной оценкой ЖКХ за последние 10 лет произошло следующее: она снизилась в 1,9 раза и составила 61,5 трлн руб. Главный фактор, предопределивший такой результат, - снижение прогнозных ожиданий.
Подробно ознакомиться с материалами исследования можно на сайте http://www/skolko.ru/.