Квадрат Ротенберга

Старый знакомый Владимира Путина Аркадий Ротенберг занялся медийным бизнесом: он получил контроль над группой «Красный квадрат». Этот крупнейший производитель телеконтента в стране работает с «Первым каналом»
Аркадий Ротенберг теперь займется еще и медийным бизнесом/ Валерий Шарифулин/ ИТАР-ТАСС

Ротенберг приобрел у Ларисы Синельщиковой 51% долей в уставных капиталах ООО «Красный квадрат», ООО «Мандарин», ООО «Гранат», ООО «Изюм», сообщили в пятницу представители бизнесмена и производителя телеконтента. Эти четыре компании составляют группу «Красный квадрат». Оставшимся пакетом продолжает владеть Синельщикова, бывшая гражданская жена Константина Эрнста, гендиректора «Первого канала», сообщили стороны (по данным «СПАРК-Интерфакса», компании группы принадлежат нескольким офшорам). Финансовые условия сделки стороны не разглашают. В сообщении лишь приводятся слова гендиректора ООО «Красный квадрат» Ильи Кривицкого, что покупатель оценил группу «чуть выше рынка».

Интерес Ротенберга к «Красному квадрату» представитель бизнесмена объяснил «пониманием растущей значимости контента для современных медиа и, безусловно, необходимостью делать ставку на первых и лучших».

«Красный квадрат» - крупнейший производитель телеконтента в России. В 2012 г., по оценке KVG Research, в эфир вышло 58 шоу, сериалов и документальных фильмов этой компании общей совокупностью 1159 часов (учитывались только премьерные показы, данных за прошлый год пока нет). Это 10-я часть всех премьерных часов в российском эфире и это на четверть больше часов, чем у ближайшего конкурента - Comedy Club Production (принадлежит «Газпром-медиа»). «Красный квадрат» не просто производит много программ, большинство его шоу идут в вечерний прайм-тайм, куда каналы ставят самые популярные и дорогие проекты. Выручка группы в прошлом году составила, по собственным данным, 9,1 млрд руб., рентабельность выросла по сравнению с предыдущим годом на 19%, чистая прибыль - на 28% (абсолютные показатели операционной и чистой прибыли не раскрываются).

Практически все проекты группы делаются по заказу «Первого». Самые известные из них - «Голос», «Кто хочет стать миллионером?», «Минута славы», «Познер», «Давай поженимся». Группа - давний стратегический партнер и главный подрядчик по производству для этого канала, «Первый» доверяет ей самые важные проекты. Представитель «Первого» прежде объяснял такое тесное сотрудничество тем, что у «Красного квадрата» талантливая команда. В пятницу представитель канала отказался комментировать, скажется ли как-то продажа контрольного пакета группы Ротенбергу на сотрудничестве канала с ней. «Красный квадрат» - независимый производитель», - был лаконичен представитель «Первого».

О возможной продаже «Красного квадрата» источники, близкие к группе, рассказывали «Ведомостям» еще два года назад. Тогда основным претендентом на покупку собеседники газеты называли владельца банка «Россия» и «Национальной медиа группы» (НМГ) Юрия Ковальчука. В начале 2011 г. НМГ приобрела блокпакет «Первого» и начала интересоваться его партнерами. НМГ даже провела оценку «Красного квадрата», говорили источники «Ведомостей», но покупка так и не была совершена. Официально представители «Красного квадрата» и Ковальчука это не комментировали. Знакомый Синельщиковой говорит, что в последние годы ее гораздо больше интересовала семья, а не бизнес, она почти перестала участвовать в управлении «Красным квадратом». Поэтому собеседник «Ведомостей» не удивлен, что Синельщикова уступила контроль над своей группой.

Для Ротенберга «Красный квадрат» стал его первым медиаактивом. До сих пор его бизнес был связан с недвижимостью, строительством, банками, спортивными командами. Впрочем, благодаря активному участию бизнесмена в международной организации «Спортаккорд» он хорошо знаком с управлением правами на спортивные телетрансляции, указывает представитель Ротенберга. Спортивный контент может стать одним из новых направлений развития для «Красного квадрата», рассчитывает он. Кроме того, Ротенберг прошлой осенью стал председателем совета директоров одного из крупнейших издательств страны - «Просвещение». Но представители издательства и бизнесмена настаивают, что он не владеет акциями «Просвещения».

Российские производители телеконтента последние годы вызывают явный интерес у инвесторов. Так, в 2011 г. «Газпром-медиа» купила за 13,6 млрд руб. 75% акций Comedy Club Production. Сейчас этот холдинг ведет переговоры о покупке другого производителя - Good story media. НМГ недавно приобрела контрольный пакет производителя сериалов Art Pictures Studio. Опрошенные «Ведомостями» участники рынка сильно разошлись в том, во сколько Ротенберг оценил «Красный квадрат»: они называют суммы от $200 млн до $1 млрд. Гораздо более низкие оценки по сравнению с тем же Comedy Club собеседники «Ведомостей» объясняют прежде всего тем, что «Красный квадрат», как правило, исполняет заказ «Первого», а не придумывает проекты сам, а самое ценное у производителя - это идеи. Лишь небольшая часть проектов группы идет в повторах, т. е. заработать на контенте можно только один раз в отличие, к примеру, от комедийных сериалов. Наконец, права на самые популярные проекты «Первый» оставляет за собой, поэтому у «Красного квадрата» не слишком интересная библиотека прав, указывают собеседники «Ведомостей».