«Это было сродни эпохе захвата новых земель», - Питер Лонг, генеральный директор TUI Travel
Питер Лонг хотел стать бухгалтером, но скучной офисной работе предпочел кипящий как вулкан туристический бизнес. Лонг открыл туристам Турцию. Сделал популярной систему «все включено». И превратил TUI Travel в крупнейшего туроператора в ЕвропеАлексей Мордашов в TUI Travel
В начале 2000-х россияне за баснословные деньги скупали металлургические активы по всему миру. Скупку в Европе вели Evraz, НЛМК, «Мечел» и «Северсталь». В 2005 г. компания Алексея Мордашова (на фото) купила контроль над итальянской Lucchini за 770 млн евро. В кризис этот актив принес почти $1 млрд убытка. Мордашов выкупил предприятие у «Северстали» за 1 евро и постепенно нашел покупателей на французские и итальянские заводы Lucchini. В 2007 г. Мордашов начал скупать акции TUI AG - контролирующего акционера TUI Travel. Сейчас это единственный актив Мордашова в Европе. TUI Travel приносит хоть небольшой по меркам миллиардера Мордашова, но все же доход. Если первый, 2007 год укрупненная TUI Travel завершила с убытком в 270,7 млн фунтов, то по итогам финансового года, завершившегося 30 сентября 2013 г., прибыль составила 60 млн фунтов. Представитель «Северсталь-групп» не стал комментировать «Ведомостям» инвестиции Мордашова в TUI AG.
TUI Travel plc
Туристическая компания. Акционеры: TUI AG (54,48%), в свободном обращении 44% акций, крупнейшие институциональные инвесторы - Blackrock (3,23%), Standard Live Investments (2,66%), M&G Investments Management (2,65%), Marathon Asset Management (2,5%). Капитализация - 4,98 млрд фунтов стерлингов ($8,3 млрд). Финансовые показатели (финансовый год, завершившийся 30 сентября 2013 г.): выручка - 15,1 млрд фунтов ($23,5 млрд), чистая прибыль - 60 млн фунтов ($93,7 млн). Крупнейший акционер TUI AG - S-Group Travel Holding GmbH Алексея Мордашова (25,3%, по данным на 30 сентября 2013 г.). У TUI AG три направления бизнеса: TUI Travel, TUI Hotels & Resorts (отели) и TUI Cruises (морские путешествия).
Пожалуй, ни один бизнес не чувствителен к кризисам больше, чем туристический. А кризисы происходят с пугающей частотой и в тот момент, когда меньше всего их ожидаешь. Так что туроператорам, турагентствам, авиакомпаниям и гостиницам частенько приходится окунаться в до боли знакомую суету отмен бронирования, мероприятий по ликвидации последствий и подсчитывания недополученной прибыли. Зная это, вполне можно извинить Лонга за то, что при встрече он прямо с порога начинает рассуждать о пропавшем в Малайзии самолете Boeing. «Да, это самая настоящая трагедия. Власти непременно должны выяснить, что же послужило ее причиной. Но поймите, что на самом деле нет никакой корреляции между этим событием и неожиданно напавшим на людей страхом перед полетами, - кипятится он. - Вы же наверняка знаете статистику. Даже в плохую погоду риск при езде на автомобиле, скажем по шоссе М25, куда больше, чем при полете на лайнере». Он считает, что это грозит отрасли очередным кризисом из-за страха людей перед полетами.
Чему быть - того не миновать
Впрочем, Лонг пережил уже не один кризис. Он вел бизнес в сложные для отрасли периоды, спровоцированные войной в Персидском заливе, террористической атакой в США 11 сентября 2001 г., эпидемией атипичной пневмонии последних лет, извержением исландского вулкана Эйяфьядлайёкюдль в 2010 г., «арабской весной»... Так что его не особо беспокоят такие мелочи, как погода в туристических местах и ее влияние на выбор людей - отправиться за границу или остаться дома. «Чему быть, того не миновать, - философски рассуждает он. - Нам приходится иметь дело с экстремальными случаями. Как во времена, когда по атмосфере дрейфовало облако вулканического пепла, а 143 самолета были прикованы к земле. Вот такие случаи меня действительно беспокоят».
И правда есть основания понервничать, когда у тебя бизнес с оборотом в 15 млрд фунтов стерлингов в год, а прибыльность его колеблется вокруг отметки 4%. У TUI Travel 30 млн клиентов, 55 000 сотрудников, компания ведет операции в 180 странах мира. До таких размеров бизнес TUI Travel вырос за семь лет под руководством Лонга. Он проработал в туриндустрии уже более 30 лет. И сейчас его труд достойно оплачивается: в 2012 г. его вознаграждение составило 6,5 млн фунтов, а в 2013 г. превысило 10 млн фунтов.
Из бухгалтеров в туроператоры
Лонг родился 4 июня 1952 г. на Мальте, где служил его отец военный. Потом семья переехала в Великобританию. Учился Лонг в средней школе Хэмпшира. В детстве проводил выходные и каникулы в юго-западной части Англии. Или же вся семья садилась в автомобиль и отправлялась в Австрию или Италию.
Обучившись бухгалтерскому делу, он начал работать в фирме Vernitron, занимающейся производством электроники. Потом перешел, также бухгалтером, в британскую инжиниринговую компанию BTR. Там карьера его пошла в гору. Но в 1984 г. в ней случился крутой поворот. Лонг решил попробовать свои силы в туриндустрии и устроился в штат крупного туроператора Sunworld, позже переименованного в International Leisure Group.
Сначала он нарабатывал опыт в новой сфере. Ему было поручено открыть туристам такое направление, как Турция. И он удачно справился с задачей. «В те годы инфраструктура была развита отвратительно, периодически случались перебои с электроэнергией, причем такие, что начинали течь холодильники, - вспоминает он. - А после этого у туристов начинались пищевые отравления и тому подобные прелести. А поглядите сейчас, насколько качественный там отдых и как сильно развился туризм в Турции».
Тридцать лет назад индустрия гонялась не за качеством, а за количественными показателями и конкуренты выкладывались изо всех сил в борьбе за контракты с отелями. «Это было сродни эпохе захвата новых земель - подгреби под себя столько спальных мест, сколько сможешь, и увеличь свои мощности, - говорит он. - Достаточно наивная стратегия. Но такое творится на любом рынке и в любой индустрии на ранней стадии развития. Тогда цены были единственным драйвером развития».
Битва гигантов
В 1996 г. Лонг возглавил туристическое подразделение британской First Choice Holidays. Компания переживала не лучшие времена: рыночная доля неуклонно сокращалась, прибыльность падала. Наставником Лонга в First Choice Holidays был шотландец Янг Клабб. «Я хорошо помню, как в начале нашего знакомства он сказал: «Ты сечешь в туристическом бизнесе, я разбираюсь в делах Сити. Мы многому научим друг друга», - вспоминает Лонг. - Мы были очень, очень мощной командой».
Оба пришли к выводу, что нужно уводить First Choice Holidays с высококонкурентного массового рынка в специализированные ниши. Так компания начала предлагать туры на Килиманджаро, путешествия на яхтах и развивать новые направления, например Хорватию. Как пишет The Telegraph, Лонг сделал ставку на работу с такими отелями и предоставление таких видов отдыха, какие нельзя было найти больше ни у кого из операторов.
Развитие интернета открыло перед туристами новые возможности самостоятельно выстраивать маршруты путешествий и начало менять их предпочтения. Ответом First Choice Holidays стало решение отказаться от части бизнеса и продать подразделение группового туризма. Настал поворотный момент в жизни компании. Британская группа MyTravel, ведущая переговоры о покупке подразделения, в самый разгар переговоров объявила о слиянии с конкурентом из Германии - компанией Thomas Cook и намерении работать под немецким брендом.
First Choice Holidays отказалась продавать подразделения группового туризма новообразованному монстру и в 2007 г. поспешно слилась со своим конкурентом - немецким туроператором TUI. По примеру конкурента был взят немецкий бренд - объединенная компания получила название TUI Travel, а ее генеральным директором стал Лонг.
Эти два гиганта быстро подмяли под себя туристический рынок Европы. Мелкие операторы были поглощены или вышли из бизнеса. Thomas Cook и TUI Travel вошли в список крупнейших компаний в индексе Британской фондовой биржи FTSE 100 и начали конкуренцию за каждый выходной, праздник и все доступные туристические направления. TUI Travel сохранила подразделение группового туризма - и не прогадала.
«В то время среди туристов было очень модно хвастаться в разговорах с друзьями: «Послушай, мы сами организовали себе отдых, и он был великолепен. Думаю, мы еще и сэкономили», - рассказывает Лонг. - Теперь это сделать несколько труднее». Стремление людей экономить возродило спрос на групповой туризм, особенно на предложения «все включено». Благодаря экономии на масштабах недорогие предложения у туроператоров дешевле.
Во время беседы Лонг предлагает журналисту самостоятельно организовать себе отдых и добавляет - «вы тут же поймете, что к чему»: «Зайдите сейчас на сайт любого лоукостера и забронируйте на любую популярную дату летом билет. Вы убедитесь, что стоимость перелета будет просто нелепой». По данным Morgan Stanley, с 2010 по 2012 г. продажи групповых туров выросли на 5 п. п., а самостоятельные поездки за рубеж сократились на ту же долю.
Сейчас более половины клиентов TUI покупают путевки по системе «все включено», которую именно Лонг сделал столь популярной. И от этого никуда не деться, говорит Лонг, это основа бизнеса. «Люди очень четко представляют бюджет такой поездки и знают, что в случае любых проблем разбираться с ними будем мы», - объясняет популярность системы «все включено» Лонг.
Циничный Лонг
У монстра туристического бизнеса есть и свои недостатки. Например, он не смог предотвратить громкий скандал, вызванный потерей в 2010 г. из-за бухгалтерской ошибки германского подразделения 120 млн фунтов. Компьютеризированная бухгалтерская программа не аннулировала сделанные предзаказы, которые не были оплачены. В итоге за несколько лет собралось долгов на сто с лишним миллионов фунтов. Эта история не понравилась инвесторам и стоила должности финансовому директору туроператора Полу Баутелу.
Не всегда сбывались и прогнозы Лонга. В 2007 г. он выступал против слияния First Choice Holidays с TUI, весьма скептически отзываясь о способности такой сделки создать дополнительную стоимость для акционеров. Он тогда заявлял: «Скажу прямо - этого никогда не будет». Между тем с 2007 г. капитализация компании выросла на 56%.
Непоследовательно вел себя Лонг, когда их главный конкурент Thomas Cook в 2011 г. оказался на грани разорения. Компания не смогла справиться с проблемами, вызванными ухудшением экономической ситуации в Европе и Великобритании и политическими кризисами в туристических странах Африки и Ближнего Востока. Поначалу Лонг довольно потирал руки и рассуждал, как здорово будет увеличить долю рынка, воспользовавшись неприятностями конкурента. Но сейчас он кажется искренне довольным тем, что Thomas Cook удалось оклематься: «Скажу цинично - это хорошо для нас, потому что, когда индустрия крепка и здорова, это отлично и выгодно для всех. Нам не нужны подобные инциденты, потому что после них люди начинают задаваться вопросом: а какого черта я должен инвестировать в отрасль?»
Сама TUI Travel на 18 месяцев выпала из FTSE 100, вернувшись в него только в декабре 2012 г. «Мы были весьма злы, когда нас исключили из индекса. То, что у нашего конкурента дела шли хуже некуда, нам не помогало. Наоборот, это ухудшало отношение инвесторов к нам», - говорил Лонг в интервью The Telegraph.
Thomas Cook не следует обманываться благодушными речами конкурента. Уже два года действует план Лонга, рассчитанный на пятилетку: каждый год бизнес TUI Travel должен расти на 7-10%. «Я не буду нести бремя генерального директора вечно, не собираюсь злоупотреблять гостеприимством. Но сейчас я там, где мне нравится быть. Мне очень нравится путь, по которому мы движемся вперед. И я еще не дошел по нему до конца».