Mercedes может приехать в Россию

Как стало известно «Ведомостям», немецкий автоконцерн Daimler ищет в России партнера для выпуска легковых автомобилей Mercedes-Benz
Укорениться в России Mercedes способны помочь «Камаз» или группа ГАЗ
Укорениться в России Mercedes способны помочь «Камаз» или группа ГАЗ / А. Махонин / Ведомости

Продажи растут. 44376

легковых автомобилей Mercedes-Benz было продано в России в 2013 г. (+19% к уровню годичной давности), гласит статистика АЕБ. Продажи легких коммерческих автомобилей Mercedes-Benz выросли на 32% до 5247 машин. Весь рынок легковых машин и LCV сократился на 5,5% до 2,78 млн машин.

Daimler ищет в России партнера для выпуска легковых автомобилей, рассказали «Ведомостям» человек, близкий к компании, и сотрудник Минпромторга. Переговоры идут с несколькими потенциальными партнерами, знает чиновник. Представитель штаб-квартиры Dailmler сказал, что у компании «нет пока ни определенных планов, ни конкретных решений». Daimler оценивает «основные параметры и потенциалы локального производства легковых автомобилей в России» и проводит «различные обсуждения», пояснил он. «Подобные действия будут продолжены», - добавил он, но подробности не раскрыл. Конкретных моделей, которые мог бы собирать в России Dailmler, собеседники «Ведомостей» не назвали.

Топ-менеджер одного из российских автоконцернов говорит, что Daimler помимо легковых машин изучает возможность выпуска в России еще городских и пригородных автобусов. «Сейчас нет конкретных проектов по производству автобусов в России», - парирует представитель автоконцерна.

О том, что Daimler думает о выпуске легковых автомобилей в России, гендиректор «Мерседес-Бенц рус» Ян Мадея рассказывал «Ведомостям» еще год назад. Такой проект должен быть долгосрочным, предполагающим полный цикл производства, плюс должен быть партнер, рассуждал он тогда. А теперь потребность в партнере стала особенно острой, напоминает чиновник: Минпромторг внес в правительство проект постановления, ограничивающий все министерства, ведомства и прочие бюджетные структуры (за исключением госкомпаний и госкорпораций) в закупках автомобилей. Они смогут приобретать только машины, выпущенные на территории Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан). Документ может быть утвержден в ближайшее время, добавил он.

Основные конкуренты Mercedes-Benz - BMW и Audi - уже выпускаются в России: на калининградском «Автоторе» и заводе группы VW в Калуге соответственно. Источник, близкий к Минпромторгу, назвал «Автотор» одним из потенциальных партнеров и Daimler. Руководство «Автотора» таких переговоров не ведет, утверждает источник, близкий к российской компании. «Автотор» открыт к переговорам для всех компаний, которые специализируются на выпуске не только автомобилей, но и комплектующих, сказал «Ведомостям» президент «Автотор холдинга» Валерий Драганов.

У Daimler уже есть два российских индустриальных партнера - «Камаз» (у немецкой компании 11% «Камаза» и есть совместное предприятие с ним по выпуску грузовиков, в группу «Камаз» входит завод «Нефаз», выпускающий автобусы) и группа ГАЗ (в Нижнем Новгороде по контрактной схеме выпускаются легкие коммерческие автомобили Mercedes-Benz Sprinter Classic, в группу входят автобусные заводы). И было бы логично именно с ними расширить сотрудничество, причем производство легковых автомобилей и автобусов может быть организовано на разных площадках, рассуждает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. На первом этапе Daimler мог бы организовать крупноузловую сборку по контрактной схеме или создав СП, думает он. Инвестиции в организацию сборки, по его расчетам, могут составить 10-20 млн евро.

Представитель группы ГАЗ от комментариев отказался. Источник, близкий к «Камазу», сказал, что сам по себе выпуск легковых автомобилей заводу неинтересен, но он был бы готов выпускать их совместно с Daimler по проекту «Кортеж», инициированному Минпромторгом для выпуска в России автомобилей разного класса, в том числе для первых лиц страны. Конкретные производственные площадки Минпромторг выберет в этом году, обещал замминистра промышленности Алексей Рахманов. «Камаз» предложил взять за основу как раз разработки Mercedes-Benz, говорит источник, близкий к предприятию.

Предварительное обсуждение проекта с Daimler состоялось в начале 2014 г., добавил он. Переговоры о совместном выпуске автобусов Mercedes-Benz ведутся «Камазом» уже давно, продолжает собеседник «Ведомостей». Но основная проблема в том, что наладить полноценное производство автобусов Mercedes-Benz на «Нефазе» очень сложно, а для строительства в России отдельного завода с полным циклом выпуска текущих продаж недостаточно. По данным «Автостата», в 2013 г. в России было продано 102 автобуса Mercedes-Benz (почти трехкратный рост), рынок в целом снизился на 11,4% до 15 049 шт.

А вот продажи легковых автомобилей Mercedes-Benz в России (см. врез) уже вышли на уровень, достаточный для организации местного производства, считает директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив. Для сравнения: в 2013 г. в России было продано 42 071 автомобиль BMW (рост на 12%), произведено на «Автоторе» - 30 186 шт. (+31%), по данным АЕБ и «АСМ-холдинга». Продажи Audi составили 36 150 шт. (+8%), объемы их выпуска в Калуге неизвестны.

Скорее всего, Daimler решит выпускать в России кроссоверы GLK (рекомендуемая розничная цена - от 1,98 млн руб.) и GLA (от 1,43 млн руб.), думает Дацкив: их продажи растут в России наиболее динамично. Также, по его мнению, это могут быть бизнес-седаны E-класса (от 1,95 млн руб.), популярные среди чиновников и других корпоративных клиентов. Так считает и сотрудник одного из дилеров Mercedes-Benz. По словам представителя «Мерседес-Бенц рус», на GLK и E-класс приходится около трети всех продаж легковых автомобилей компании в стране. Какая доля продаж приходится на госзакупки, он не говорит.

Соглашение о промышленной сборке, подписанное Daimler с Минпромторгом совместно с Renault-Nissan, «АвтоВАЗом» и «Камазом», предусматривает выпуск грузовых автомобилей Daimler, говорит источник, близкий к одному из участников соглашения. И для корректировки текста нужно перед обращением в Минпромторг согласовать изменения с остальными компаниями, добавляет он. А такого обращения от Daimler, по его словам, еще не было. Соглашение о промсборке дает таможенные льготы при ввозе компонентов. Но и без этого ввозить компоненты для сборки машин в России дешевле, чем импортировать готовые автомобили, подчеркивает Беспалов: таможенные пошлины на них составляют 10-15 и 25% соответственно. Тем не менее Daimler все равно нужен партнер с готовой инфраструктурой, уверен аналитик: машин будет выпускаться, скорее всего, немного и строить для них отдельный завод смысла нет.