Узбекистану нужны гарантии
После краха Migom узбекский центробанк потребовал гарантий от российских систем денежных переводов. Мера ударила по «Золотой короне»Центробанк Узбекистана разослал письмо банкам, работающим с иностранными операторами международных денежных переводов (есть в распоряжении «Ведомостей»). Он требует с 31 марта сотрудничать только с теми из них, у кого есть рейтинг одного из ведущих рейтинговых агентств (Standard & Poor's, Moody's, Fitch) либо депозит в узбекском банке или банковские гарантии (тоже от банка с рейтингом). Обязательства операторов перед банками не должны превышать сумму депозита или гарантии. Так регулятор пытается минимизировать риски после краха в феврале системы денежных переводов Migom, из-за которого понесли потери местные банки, сказал агентству «Прайм» представитель Ассоциации банков Узбекистана (АБУ).
Новые требования привели к сбоям в работе системы «Золотая корона». «Некоторые узбекские банки проявили осторожность и в пятницу перестали выдавать наши переводы до выяснения ситуации», - говорит председатель совета директоров «Золотой короны» Николай Смирнов, добавляя, что работа уже восстановлена. По словам Смирнова, международный рейтинг у «Короны» есть, но он не той категории (ВВ- у S&P), поэтому компания выполнит требования по депозиту или гарантиям. Обязательства «Золотой короны» перед банками достигают $20 млн в день. Рынок переводов из России в Узбекистан для «Золотой короны» крупнейший, говорит Смирнов: $2,7 млрд в 2013 г. (из $18 млрд).
По данным российского ЦБ, в 2013 г. физлица вывели через системы из России $23,6 млрд, из которых в страны СНГ было отправлено $20,8 млрд ($6,7 млрд - в Узбекистан, и это крупнейшее направление).
«Мы уведомили ЦБ Узбекистана, что все требования выполним», - говорит предправления Contact Алексей Абрамейцев. По словам предправления банка «Юнистрим» Кирилла Пальчуна, Узбекистан - важное направление и в перспективе банк планирует получить международный рейтинг. Система «Киберденьги» «Почты России» осуществляет переводы в Узбекистан.
Представитель Почты России говорит, что ситуация с требованиями ЦБ Узбекистана находится в стадии обсуждения, отказавшись от дальнейших комментариев. Он замечает, что «Почта России» уже имеет международный рейтинг (в сентябре Fitch подтвердило рейтинг на уровне BBB, прогноз «стабильный»). Представитель Western Union говорит, что компания имеет международные кредитные рейтинги инвестиционного уровня, присвоенные тремя крупнейшими рейтинговыми агентствами - Standard & Poor's, Moody's и Fitch. Представитель ЦБ Узбекистана на запрос не ответил.