Тайна вожака нердов
У Асафа Фипке есть тайна: создатель мультфильмов, «Верховный командующий Корпусом нердов» (имеется в виду анимационная студия Nerd Corps Entertainment) в детстве рос без телевизораКозырные советы. Вот несколько соображений Туза Фипке, касающихся творческого бизнеса.
«Партнеры должны дополнять друг друга». Самому Фипке нравится собственно творчество, тогда как Кен Фейер, президент Nerd Corps, «охотно ездит по свету и хвастается нашими возможностями».
Я всегда относился к телевидению как к особому лакомству, запретному плоду, - рассказывает мультипликатор. - Чтобы насладиться им, приходилось идти в гости к друзьям. Зато в перерывах у меня было много времени, чтобы думать о сюжетах».
Фипке - стильный, энергичный человек 43 лет, известный под кличкой Туз. Страсть, не удовлетворенную в детстве, он воплотил в бизнесе, который стал важной частью творческой экосистемы Ванкувера. Этот город многие называют «Северным Голливудом» - здесь создаются великолепные мультфильмы и работают признанные мастера спецэффектов. Во многом это обусловлено налоговыми льготами и близостью компании Electronic Arts, одного из мировых лидеров в области цифровых игр.
Своим богатым воображением основатель Nerd Corps считает себя во многом обязанным отцу, Уэйну Фипке, руководившему театром в г. Эдмонтоне. В этом театре Асаф, еще будучи ребенком, выходил на сцену в эпизодических ролях, а в восьмилетнем возрасте написал пьесу о летающей лошади и воздушных сражениях. «Я боялся, что пьесу не удастся поставить из-за технических трудностей, - вспоминает Фипке. - Но отец уверил меня, что все, что может быть придумано, может быть исполнено». И хотя та пьеса так и не была поставлена, ее отголоски заметны в первой работе Фипке. Поддержка, которую отец оказал творческому начинанию сына, оторванного от любимых мультиков, запомнилась надолго.
Студия ботаников
Все началось с того, что в 2002 г. основатели Nerd Corps - Фипке и Чак Джонсон - загнали 10 сценаристов и мультипликаторов в небольшое помещение с целью создать Dragon Booster - мультфильм по мотивам сказаний о короле Артуре - и получить контракт канадской национальной телекомпании.
Основатели Nerd Corps познакомились, работая в ванкуверской студии анимации, которая сейчас называется Rainmaker. Фипке окончил кинематографическую школу и хотел стать сценаристом и режиссером, но потом его увлекла идея создания мультфильмов нового типа. Задача Джонсона состояла в координации технических и творческих ресурсов. Он и сейчас занимается тем же, будучи Хозяином Подземелья (операционным директором) Nerd Corps.
Борясь за контракт на производство Dragon Booster, участники проекта днем прогоняли свою продукцию на мощных графических рабочих станциях, а ночью на тех же машинах предавались видеоиграм. Вот как Фипке объясняет происхождение названия компании: «Как-то вечером мы переглянулись и сказали: да мы все тут нерды (nerds - «ботаники»). Эпитет прижился». Сотрудники студии с гордостью носят это странноватое звание, назначая премию для «лучшего нерда недели» и вынашивая идею «нердоренессанса».
Получив двухлетний контракт, студия увеличила штат до 60 человек - специалистов искали среди друзей и через профессиональные социальные сети. Один из сотрудников первого призыва был школьником, сейчас он работает главным художником.
Дорогая синхронизация
Nerd Corps Entertainment получила известность благодаря мультсериалам в стиле экшн. Так, сериал Slugterra («Слагтерра») демонстрируется примерно в 170 странах, ему присуждено множество премий, включая «Эмми», а самому Фипке приходится держать дома коробку с игрушками на тему Slugterra, чтобы раздаривать детям друзей. В этом боевике персонажи стреляют из специальных бластеров маленькими существами, которые превращаются в опасных монстров. Идея фильма возникла с подачи компаний, производящих игрушки. «Как быть с играми на традиционно табуированные темы вроде стрельбы? - усмехается Фипке. - Slugterra дает выход этому пристрастию к стрельбе, но в несерьезной, игровой форме, так что о культивировании насилия речи нет».
Ценой непростого опыта Фипке осознал важность отношений с партнерами, в частности с производителями игрушек. Сейчас Nerd Corps продает таким компаниям лицензии и получает отчисления от продажи тематической игровой продукции. А первым телесериалом, самостоятельно созданным студией, был Storm Hawks, дебют которого в программе телекомпании Cartoon Network в 2007 г. был неудачным. По словам Фипке, техническое и художественное мастерство Nerd Corps никто не оспаривал, но студия не умела работать с рейтингами, правильно позиционировать себя в нужной нише и выбирать временные слоты. Недостаточно внимания было уделено и своевременному выпуску сопутствующих товаров. «Детям нравится, если мир телефильмов распространяется и на видеоигры, и на игрушки, - поясняет Фипке. - Но такая синхронизация стоит очень дорого, и при этом необходимо стимулировать всех партнеров, причастных к проекту».
Студия пережила неудачу и стала развиваться дальше. В прошлом году численность ее штата удвоилась, достигнув 400. Годовой производственный бюджет сейчас составляет 30 млн канадских долларов ($27 млн), на эту сумму студия может выпустить до 125 серий. Примерно половину доходов Nerd Corps получает за счет фильмов собственного производства, остальное приходится на всевозможные комиссионные.
Постепенно студия осваивала новые жанры, включая истории про девочек-близнецов и комедии с образовательным уклоном. Недавно Фипке встречался с астрофизиком Стивеном Хокингом, чтобы обсудить новый совместный проект. Канадские мультипликаторы хотят экранизировать написанную профессором Хокингом и его дочерью Люси книгу о том, как мальчик путешествует в космосе с помощью суперкомпьютера.