Сложный театр
Проявив утонченное западничество и спев недавно циклы французских композиторов, участники Молодежной оперной программы Большого театра следом выказали достойный патриотизм, посвятив концерт 175-летию Мусоргского. Автор этот, однако, близок французам, более того, повлиял на них - петь его камерную музыку невероятно трудно.
Как справедливо заметил идеолог программы пианист Семен Скигин, камерные вещи Мусоргского - это театр. При этом из оперных артистов справляются с ними единицы. Жанровая миниатюра требует более концентрированного мастерства, чем развернутая оперная партия. Малейшие проблемы с дикцией тотчас сказываются на ясности смысла. Должное владение акустикой камерного зала - еще одна проблема. Баланс с роялем - и его отсутствие может все загубить. Ну и самое главное: даже умелое перевоплощение может ничего не дать - нужно быть личностью, имеющей собственное содержание.
Молодые подопечные Скигина успешно усвоили под его руководством вокальный материал, но не миновали многих из названных препон. По большей части исполнение романсов Мусоргского свелось к демонстрации больших, красивых голосов и весьма поверхностного артистизма.
Отрадные исключения все же случились: Юлия Мазурова спела «Сиротку» в такой интригующей манере, что от нее хотелось еще песен - разгадать, что у артистки за душой. Пара-тройка номеров из «Детской» была представлена в буквальном смысле театрально. Народная артистка СССР Маквала Касрашвили, принявшая участие в концерте, пела за няню и за маму. С ней в диалоге выступала Алина Яровая, одетая девочкой: комический талант молодой артистки помогает ей легко воплощаться в детей обоего пола. На бис то же повторила Ольга Кульчинская, но по-своему - лирически-трогательно.
Тот же маневр поделить опус на двух певцов не принес удачи исполнению «Райка», обернувшемуся лишь удвоенным количеством дурного театра. И странно, что из богатого вокального наследия Мусоргского не набралось вещей на полный вечер: явно лишними стали «Картинки с выставки», хоть пианист Андрей Гугнин и сыграл их профессионально безупречно.