Конфликты, отложенные на годы
Работники думают, что общаются с коллегами совсем иначе, чем в семейном кругу. Это мнение ошибочно, считают эксперты. Отношения в семье, особенно в семье, где человек вырос, влияют на все его рабочие связиСвой первый урок общения каждый из нас получает от родителей, братьев и сестер. В детстве человек учится завязывать дружеские отношения, переживать конфликты, разрешать споры. Все это понадобится ему потом и в офисной жизни. Если в семье человеку не привили навыков общения, то его рабочие связи и карьера в целом могут существенно пострадать, утверждают эксперты в сфере бизнес-психологии.
Чем хуже, тем лучше
Как это ни иронично звучит, но именно опыт жизни в неблагополучной семье способствует продвижению человека по карьерной лестнице. Вот, к примеру, история карьеры одного театрального агента. Занимаясь продвижением актеров и отстаиванием их интересов, женщина поняла, что делать это для нее так же естественно, как дышать. Она выросла в семье, где было трое детей. Она была старшей. Ее родители о детях почти не заботились - отец пил, а мать, актриса по профессии, все время отсутствовала. Старшая дочь волей-неволей была вынуждена заботиться о двух младших братьях. «Я с трудом могу вспомнить маму. Помню только шикарную женщину, которая иногда появлялась у нас дома. В остальное время наших родителей было не видно и не слышно», - вспоминает агент. И продолжает вспоминать: «Мне было 18, я устроилась работать секретарем в театральное агентство. Стоило мне только начать общаться с актерами, как я тут же поняла: они так же нуждаются в помощи, как мои братья, и лучшей работы для меня не сыскать. Я на все 100% воспроизвела на работе ситуацию в семье и начала заботиться о них, как некогда заботилась о своих братьях». Среди актеров всегда находился какой-нибудь старый и вечно пьяный лицедей, который напоминал ей собственного отца. А среди актрис было немало шикарных, но холодных и трудных по характеру женщин, которые были похожи на мать. «Я великолепно справлялась с капризами этих людей», - утверждает женщина.
Похвала от папы
Прошлый опыт не всегда помогает, зачастую он, наоборот, мешает. Психологи знают немало ситуаций, когда люди безо всякой видимой причины начинают завидовать коллегам. Порой они испытывают в отношении сослуживцев большое разочарование, гнев или, напротив, сильнейшую симпатию. Эти чувства могут подпитываться подавленными эмоциями из прошлого. Человек и сам не может ответить на вопрос, переживает ли он до сих пор драмы семейного прошлого или то, что сейчас происходит с ним в офисе.
Более того, наше воображение иногда идеализирует прошлое. Поэтому мы хотим, чтобы наши отношения на работе соответствовали тем отношениям, которые были у нас в детстве в семье, но в их романтизированном варианте, говорят психологи. Так босс может восприниматься как идеализированная копия отца, а коллега вызывает то же чувство ревности, которое некогда вызывали брат или сестра.
Один 54-летний консультант в сфере IT рассказывает, как трудно было ему отделить свои чувства к отцу от чувств к боссу. Его отец сделал блестящую карьеру и своим детям тоже ставил очень высокую планку. «Я все время искал одобрения отца. И не всегда его получал. Потом я начал точно так же искать одобрения моего начальника. Я перенес свои детские чувства и страхи на профессиональные отношения и стал испытывать на работе эмоции, которым в офисе было не место», - признается мужчина. В результате консультант не мог принять самостоятельно ни одного решения, пока не получал одобрения босса. Вместо того чтобы действовать, полагаясь на собственные опыт и знания, он ждал указания сверху. «Внутри меня постоянно боролись два человека: один - профессионал, который знает свою работу, и второй - маленький ребенок, который боится получить выговор от отца», - вспоминает он.
Отвечать нельзя
Топ-менеджерам в подобных ситуациях тоже приходится несладко. Работа руководителя подразумевает терпение. Эмоционально отвечать на всплеск чужих чувств начальник может только в случае крайней необходимости. Научиться правильно реагировать может помочь коуч. Последний должен научить топ-менеджера разбираться в самых двусмысленных ситуациях и находить разумное зерно даже в на первый взгляд совершенно иррациональном поведении подчиненных. Важно также научить топ-менеджера отделять собственные эмоциональные проблемы от эмоциональных проблем подчиненных.
«Руководители часто спрашивают себя, смогут ли они справиться с выплеском негативных эмоций в свою сторону. Оказавшись в центре внимания и ощущая на себе злобные взгляды тех, кто атакует, многие из них испытывают желание спрятаться за чью-нибудь спину и почувствовать себя номером два в компании, а не номером один, - говорит Манфред Кетс де Врис, профессор в области управления персоналом и развития лидерских качеств бизнес-школы Insead. - Решения, которые принимает гендиректор, имеют последствия для всего персонала. Поэтому топ-менеджер обязан напоминать себе: «Каждый день я принимаю решения, которые могут сделать несчастными 2000 человек».
FT, 5.03.2014, Мария Подцероб