Без права выхода
Ставший частью России Крым не сможет выйти из состава Российской Федерации, сказал вчера председатель конституционного комитета Госдумы Владимир Плигин. Согласно Конституции, суверенитет России распространяется на всю ее территорию, права выхода субъекта из ее состава не предусмотрено, пояснил парламентарий. Конституция о возможности выхода из состава России субъектов Федерации не упоминает, в ст. 65 говорится лишь о возможности появления в России новых субъектов - порядок их принятия должен быть определен специальным федеральным конституционным законом, как это было в случае Крыма.
Результаты крымского референдума (почти 97% голосов за присоединение к России) свидетельствуют о том, что жители Крыма не думают о выходе из России, отметил Плигин. Активность крымчан и результат голосования сняли вопрос о качестве проведения референдума, который ставили некоторые наблюдатели, говорит депутат.
Мнение жителей Крыма, по словам Плигина, также должно быть учтено при определении способа избрания глав республики Крым и Севастополя. Ранее источники «Ведомостей», близкие к руководству Госдумы, не исключали, что прямые выборы главы будут введены лишь в Севастополе, для Крыма же предпочтительнее форма, принятая в некоторых республиках Кавказа, где депутаты заксобрания выбирают из трех кандидатов, предложенных президентом. Плигин считает, что такая форма в Крыму необязательна: в случае с кавказскими республиками говорилось о возможности дестабилизации ситуации, в Крыму же она сейчас стабильна. Выбирать способ избрания глав новые регионы будут сами, уточнил Плигин.
Избирательное законодательство и правовые акты в других сферах должны быть приняты после принятия конституции Крыма и устава Севастополя, напомнил депутат. В общей сложности депутатам новых регионов предстоит принять больше 1000 нормативных актов и больше 350 базовых законов, добавил Плигин, ориентируясь на пример Республики Хакасии.
Российским законодательством возможность выхода субъекта из Федерации действительно не предусматривается, говорит профессор кафедры конституционного права ВШЭ Илья Шаблинский. Право свободного выхода из СССР имели все союзные республики, а еще в 90-е гг. такая возможность упоминалась в конституциях некоторых республик - например, Тувы. Но в ходе федеративной реформы упоминания о возможности отделения из региональных законов были удалены. На практике же отделение региона - вопрос не права, а силы, отмечает Шаблинский, например, в 1991 г. Чечня провозгласила свою независимость в одностороннем порядке.