Автомобили едут в ОЭЗ
К концу года петербургские автозаводы смогут получить статус особой экономической зоны. Это позволит продлить действующие льготы, а также привлечь новых поставщиков, полагают экспертыНовые поправки в законодательство об особых экономических зонах (ОЭЗ) позволят петербургским автозаводам получить статус ОЭЗ, сказал вчера на встрече с представителями автокластера Санкт-Петербурга директор департамента ОЭЗ и проектов регионального развития Минэкономразвития Андрей Соколов. Поправки находятся в правительстве, в министерстве рассчитывают, что они будут приняты во время весенней сессии, в новом режиме закон заработает осенью, отметил Соколов.
В Петербурге действует технико-внедренческая ОЭЗ, этот статус не позволяет размещать в ней промпроизводство без исследовательских подразделений, также есть ограничение на количество площадок одной ОЭЗ. Поправки эти ограничения снимут и автозаводы смогут включать свои территории в состав ОЭЗ «Санкт-Петербург», сказал Соколов. Для этого городская администрация должна будет сформировать соответствующее предложение, которое министерство рассмотрит в течение месяца, добавил он.
Режим ОЭЗ облегчит привлечение новых резидентов в парк поставщиков завода Nissan, так как условия предоставления участков и мощностей в Петербурге значительно отличаются от условий в Калуге или Алабуге, говорит представитель Nissan Даниил Новицкий. Например, участок в 4-5 га с 4-5 МВт мощности в ОЭЗ в Алабуге обойдется инвестору в 5 млн руб., в Петербурге это будет стоить 150-175 млн руб., отметил он. Nissan будет рассматривать возможность получения статуса ОЭЗ, сообщил представитель пресс-службы компании Роман Скольский. Он называет законопроект своевременным и нужным - господдержка важна как на текущем этапе развития завода, так и в будущем.
Все четыре петербургских завода работают в режиме промсборки, который предполагает предоставление таможенных льгот в обмен на рост локализации и объема производства. С 2018 г. его предполагается отменить.
ОЭЗ дает резидентам нулевую ставку по налогу на имущество и льготную ставку по налогу на прибыль на 10 лет, говорит партнер «Пепеляев групп» Сергей Спасенов. Также на территории ОЭЗ действует упрощенный таможенный режим: за ввезенные комплектующие предприятие будет платить уже после производства автомобиля, это не дает экономию в платежах, но упрощает и ускоряет таможенные процедуры, добавляет юрист. По его словам, поставщикам, которые будут строить свои предприятия на территории ОЭЗ, за счет федерального бюджета должна быть обеспечена инфраструктура. Статус ОЭЗ позволит автозаводам привлечь новых производителей автокомпонентов на свои территории, а также продлить те льготы, которые им предоставляет город как стратегическим инвесторам, отмечает Спасенов.
Поставщики автокомпонентов - это в основном малый и средний бизнес, они не обладают большими финансовыми возможностями и временем для строительства инфраструктуры, говорит представитель Национальной ассоциации производителей автокомпонентов в СЗФО Майя Свиридова.
Регионы часто готовы предоставить участки, но для производителей предпочтительнее готовые площадки с инфраструктурой, а их в Петербурге нет, добавляет она. По ее мнению, создание ОЭЗ, на которую смогут приходить поставщики, позволит ускорить процесс их прихода в Россию.