«Баскетбол - отличный отдых для мозгов», - Данкан Нидерауэр, генеральный директор NYSE Euronext
Данкан Нидерауэр, гендиректор NYSE Euronext, провел серию слияний среди крупнейших бирж мира. Но, возможно, уже в следующем году он покинет NYSE Euronext - ему все труднее приспосабливаться к быстрой эволюции финансового мираIntercontinental-Exchange Group, Inc.
Международный биржевой оператор. Акционеры: почти все акции - в свободном обращении, крупнейшие инвесторы - Vanguard Group (5,74%), Blackrock (5,71%); менеджменту компании принадлежит 1,7%. Капитализация - $24,1 млрд. Финансовые показатели (2013 г.): выручка - $1,7 млрд, чистая прибыль - $646 млн.
NYSE Euronext
Международный биржевой оператор. Владелец - IntercontinentalExchange Group. Финансовые показатели (девять месяцев 2013 г.): выручка - $2,8 млрд, чистая прибыль - $477 млн.
Данкан Нидерауэр - один из старожилов фондового рынка. В том, что ничто не вечно на финансовых рынках, Нидерауэр убедился, когда Goldman Sachs поручил ему разработать схему реструктуризации торгового бизнеса в условиях хайтек-бума конца 1990-х. Нужен был способ поддержать прибыльность подразделения в момент, когда компьютеры стали заменять людей на торгах на Уолл-cтрит. Нидерауэр набирался опыта на фондовом рынке и быстро понял, что Goldman Sachs придется пойти на поглощения и серьезные инвестиции. Если, конечно, компания хочет быстро адаптироваться к новым условиям и опередить конкурентов. Этот опыт быстрых и смелых действий в ответ на меняющиеся обстоятельства пригодился ему, когда в 2011 г. Нидерауэр решился на продажу NYSE Euronext биржевому оператору IntercontinentalExchange Group (ICE) за $11 млрд (см. врез). Но именно это решение теперь может поставить крест на его личной карьере.
Подружиться с машинами
Нидерауэр родился 55 лет назад на Лонг-Айленде (Нью-Йорк). Окончил Университет Колгейта, затем получил диплом МВА в Университете Эмори. В 1987 г. пришел на работу в Goldman Sachs. К 1996 г. он вырос до управляющего директора. В 2000 г. получил статус партнера. А в 2007 г. перешел в NYSE.
«Я стал бы неподходящей кандидатурой на эту должность в 2007 г., если бы до этого не адаптировал Goldman Sachs к эволюции на рынке ценных бумаг - как раз когда начинались многие нынешние процессы», - вспоминает он.
Программное обеспечение для высокочастотной торговли и автоматизированных торгов тогда только начинало применяться. В 1999 г. Goldman Sachs заплатил $550 млн за компанию Hull Group, которая совершала сделки с опционами, используя компьютерные алгоритмы, пишет Forbes. А в 2000 г. в интервью этому изданию Нидерауэр отозвался о традиционной биржевой торговле как о «нежизнеспособной модели».
Когда он понял, что компьютеры угрожают и ему, и коллегам и иного пути, кроме использования компьютеров, нет, он задумался, как убедить в этом сотрудников, не желающих делить с железными машинами свою работу. Он обратился за помощью к партнеру Goldman Sachs Роберту Стилу. Тот дал ему совет, который очень пригодился Нидерауэру впоследствии. «Тебе нужно погрузиться в ситуацию и расположить к себе тех, кто, может быть, совсем не склонен тобой очаровываться. Как минимум ты должен вызвать в них стремление двигаться в выбранном тобой направлении - даже если и не станешь их кумиром», - цитирует он тот самый совет Стила.
В 1999-2000-х Goldman кроме Hull вкладывал средства в Archipelago - электронного оператора на рынке ценных бумаг, а также Spears, Leeds & Kellogg - крупнейшую клиринговую компанию NYSE.
Модернизация шла непросто. Нидерауэр вспоминает, что принял в управление бизнес, где основным был голосовой трейдинг, где большую роль играли личные взаимоотношения, и добился мирного сосуществования этой модели с электронной. За свою работу он был выбран партнером Goldman Sachs.
Музейные ценности
Мы сидим в огромном кабинете Нидерауэра на шестом этаже украшенного колоннами здания NYSE Euronext в Нижнем Манхэттене, окруженные фотографиями хозяина c ветеранами армии США и прочими памятными вещицами.
На нижнем этаже торговый зал - наверное, самый известный символ капитализма. Пережиток ушедшей эпохи - времен, когда здесь царил сотоварищи могущественный Ричард Грассо, с 1995 по 2003 г. возглавлявший биржу. Тогда доля NYSE достигала 70% в общем объеме биржевых торгов Штатов. Сегодня этот показатель едва превышает 20%: чуть больше, чем у бывшего соперника - NASDAQ.
Нидерауэр задается вопросом, долго ли еще ICE будет считать оправданным существование торгового зала. В большинстве своем ценные бумаги в Америке продаются и покупаются на онлайновых площадках, тарифы которых куда ниже, и на площадках BATS Global Markets. Эта компания основана в 2005 г. и управляет BATS BZX Exchange, BATS BYX Exchange, а также европейским BATS Trading Limited. Для сравнения: NYSE Euronext существует с 1792 г., NASDAQ основана в 1971 г. Благодаря автоматизированным торгам операционные расходы BATS в 2012 г. составили $118 млн против $1,7 млрд у NYSE Euronext и $973 млн у NASDAQ.
Конкуренты называют историческое здание NYSE Euronext музеем, причем весьма дорогим в эксплуатации. Торговый зал служит скорее пристанищем для многочисленных журналистов деловых изданий, нежели местом заключения сделок брокерами, иронизируют они. За то, что этот реликт биржевого прошлого существует и поныне, стоит благодарить Нидерауэра и Джона Тэйна, бывшего гендиректора NYSE, который до этого 24 года проработал в Goldman Sachs.
Тэйн в конце 2003 г. сменил Грассо. Грассо вынужден был уйти на волне скандала вокруг необычайно высокого вознаграждения, которое он себе обеспечил, - $187,5 млн. Тэйн реформировал NYSE. Например, отнял часть работы у трейдеров из торгового зала, увеличив долю электронных торгов. Положил конец двухвековой истории биржи как частной компании, акционировав ее. И в 2006 г. купил небольшую чикагскую систему электронных торгов Archipelago Holdings.
Атакующий защитник
В 2006 г., в первый год существования NYSE как публичной компании, Тэйн объединил NYSE с панъевропейской Euronext. В апреле 2007 г. на работу в NYSE Euronext пришел Нидерауэр, став членом руководящего комитета. Его первой задачей было обеспечить максимально эффективное слияние американской и европейской биржи. Полгода спустя, в декабре, Тэйн перешел на работу в Merrill Lynch, а Нидерауэр был назначен генеральным директором NYSE Euronext.
Вскоре он пришел к выводу, что реформирование биржи шло несколько бессистемно и слишком медленно. Он кинулся модернизировать корпоративную культуру, технологии и устройство NYSE Euronext. Стресс от бурной деятельности он снимал с помощью своего любимого спорта - играя в баскетбол.
NYSE Euronext достался весьма широкоплечий и высокий, около 190 см, директор. Он выглядит тяжелым форвардом, хотя на самом деле исполняет в команде роль атакующего защитника. «Никто из парней, с которыми я гоняю мяч, не работает на Уолл-стрит... Вот почему баскетбол - отличный отдых для мозгов, вдобавок с его помощью я поддерживаю контакт с людьми, судьба которых меня очень заботит», - говорит Нидерауэр.
У Нидерауэра и его жены Алисон трое детей, один из которых страдает аутизмом. Сейчас они спонсируют школу Нью-Джерси для детей с ограниченными возможностями. Он говорит, что самая главная работа в его жизни - это то, что он делает для школы и для семьи. Еще одно хобби роднит Нидерауэра с предыдущим директором NYSE - Тэйном: это пчеловодство.
Суета в торговом зале NYSE Euronext чем-то напоминает деловитое жужжание пчел. Журналисты порой называют его смесью нью-йоркского концертно-спортивного комплекса «Мэдисон-сквер-гарден» и казино. Нидерауэр замечает, что гордится достижениями своей компании: например, в прошлом году NYSE Euronext впервые за два десятилетия обогнала NASDAQ в такой сфере, как объем листинга технологических компаний. Благодарить за это во многом следует IPO Twitter. Проведение листинга - один из аргументов Нидерауэра в пользу сохранения торгового зала. «Где еще можно проводить такое значимое мероприятие, неужто в интернете?» - с грустью говорит он. Впрочем, окончательное решение, где и в какой форме будут проходить торги, за генеральным директором ICE Джеффри Спрекером. Он нынешний босс Нидерауэра, который по совместительству является президентом ICE. Спрекер пока не высказывал своего мнения насчет дальнейшей судьбы торгового зала.
«Никогда не знаешь, куда заведет тебя жизнь»
Инстинкты, впитанные за долгую жизнь на Уолл-стрит, заставляют Нидерауэра скрывать любые внешние признаки недовольства, которое он может испытывать к Спрекеру. А оно есть. Ведь именно Спрекер в свое время перебил сделку, которую Нидерауэр так долго и тщательно готовил.
Дело было так. В 2008 г. Нидерауэр затеял переговоры о слиянии NYSE Euronext с немецкой Deutsche Boerse. Немцы должны был заплатить за американский бизнес $9,5 млрд. Переговоры длились несколько лет, а самым рискованным в сделке считалось получение одобрения регуляторов. Но беда пришла, откуда не ждали. В 2011 г. Спрекер договорился с NASDAQ, и они попросту перебили цену: предложили за NYSE Euronext $11 млрд вместо $9,5 млрд, которые готовы были выложить немцы. Под давлением акционеров германской бирже было отказано, началась подготовка слияния с ICE и NASDAQ. Увы, одобрение американских регуляторов на эту покупку получить не удалось.
Нидерауэр попытался отыграть обратно и снова запустил слияние с Deutsche Boerse. Но теперь сделку зарубили европейские регуляторы. Так что пришлось смириться, и когда Спрекер снова попытался купить NYSE Euronext, теперь уже в одиночку, Нидерауэр ради будущего своей компании пошел на переговоры.
Сейчас Нидерауэр пытается поддерживать со Спрекером хорошие отношения. Например, когда стали известны результаты очень прибыльного для NYSE Euronext IV квартала прошлого года, Нидерауэр призвал Спрекера поздравить его с успехом. «Это мой способ дать ему понять, что никогда не знаешь, куда заведет тебя жизнь», - объясняет Нидерауэр. «Учитывая, сколько здесь одаренных людей, которые более чем готовы занять мое место, я не ожидаю, что продержусь до конца 2014 г.», - добавляет он.
FT, 10.03.2014
Старейшие фондовые биржи мира
Амстердамская фондовая биржа
Считается старейшей в мире. Ведет историю с 1602 г., когда в Голландии была основана торговая Объединенная ост-индская компания - первая компания, торговля бумагами которой положила начало глобальному рынку акций
Парижская фондовая биржа
Основана в 1724 г. в соответствии с декретом Королевского государственного совета. Тогда же для совершения сделок между торговыми посредниками в Париже было построено специальное здание, получившее название «биржа»
Лондонская фондовая биржа
В 1761 г. 150 лондонских брокеров и спекулянтов образовали клуб для торговли акциями. В 1773 г. клуб переместился в отдельное здание, которое вскоре стало называться фондовой биржей
NYSE
Была основана в 1792 г., и первоначально торги проходили на открытом воздухе - под деревом. В начале XIX в. торги переместились в помещение, а в 1903 г. биржа переехала в свое нынешнее здание