От редакции: Работники над ошибками

А.Махонин
А.Махонин / Ведомости

Профессионалы стремятся минимизировать ущерб экономике, финансовой системе и бизнесу, вызванный политикой Кремля на украинском направлении. Высококвалифицированные специалисты, работающие в госструктурах и крупных компаниях, делают многое, чтобы последствия импульсивной внешней политики были менее разрушительными.

Центробанк ведет очень аккуратную политику на валютном рынке, чтобы не допустить резкого падения курса рубля и связанного с ним роста инфляции, удорожания закупок новых технологий и современного оборудования. Министерство экономического развития требует ужесточить денежно-кредитную политику, чтобы ускоренное бегство капитала ($50 млрд, по оценкам, например, Алексея Кудрина, только за I квартал 2014 г.) замедлилось и не привело к тяжелым последствиям для финансового рынка и экономики страны.

Возможно, усилия профессиональных юристов и дипломатов привели к тому, что из Госдумы, как сообщает ИТАР-ТАСС, отозван «крымский» законопроект об упрощенном порядке присоединения новых субъектов к России. Похожие усилия мы наблюдаем и на корпоративном фронте: менеджеры «Газпрома» предлагают европейским контрагентам ценовые скидки в обмен на заключение новых длительных контрактов, которые ослабят воздействие санкций Евросоюза.

Можно также вспомнить рекордный ($105 млрд за неделю) вывод американских казначейских обязательств в другие юрисдикции.

По мнению многих экспертов, отток вызван действиями российского Центробанка (см. статью «ЦБ смог вывести из США $105 млрд на стр. 15 в номере от 17.03.2014), который пытается таким образом застраховать отечественные золотовалютные резервы от вероятных санкций и ослабить их негативное воздействие на российскую экономику.

Все эти истории отражают трудное положение квалифицированных профессионалов, которые служат государству и стране, а не узкому кругу бюрократии. Их мнение нередко не учитывают, принимая ключевые политические и экономические решения, но именно им приходится исправлять последствия импульсивных действий первых лиц. Личная ответственность не позволяет им работать не в полную силу, она же вместе с корпоративной этикой заставляет их скрывать недовольство некомпетентностью высшего руководства. Они, как полковник Свечин из «Августа четырнадцатого» Александра Солженицына (его образ отражает деятельность настоящего военного и ученого Александра Свечина), делятся этим недовольством только с близкими друзьями: «Делают - делатели, а не мятежники. Незаметно, тихо - а делают. Вот я за день исправлю хоть два глупых приказа в лучшую сторону, в одном месте оправдаю храброго командира полка, в другом - отведу саперный батальон от ненужной смерти, и я прожил день не зря. А сидишь рядом ты - еще два приказа исправишь, уже четыре! Бессмысленно с властями воевать, надо их аккуратно направлять».