Сколько стоит Россия: 10 лет спустя: Неравномерное движение транспорта
Транспорт - особая отрасль для России. Ведь наша страна крупнейшая по территории в мире. Сразу отметим, что за последнее десятилетие доля транспорта в экономике страны заметным образом снизилась: удельный вес валовой добавленной стоимости транспорта в ВВП России уменьшился с 8% в 2002 г. до 5,9% в 2012 г.
Но характеристики развития отдельных подотраслей были неодинаковыми. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в России на протяжении последних 10 лет практически не изменилась, составив по состоянию на конец 2012 г. 85 600 км.
Более того, если сравнивать сегодняшнюю длину железнодорожной сети (путей общего пользования) с тем, что было в 1992 г., то она даже уменьшилась на 1900 км. Даже по сравнению с протяженностью железных дорог в Российской империи (71 700 км в 1913 г.) нынешний показатель не сильно отличается. Впрочем, справедливости ради необходимо отметить некорректность сравнения: Россия по площади территории все-таки существенно меньше Российской империи.
Протяженность автомобильных дорог в России за 10 лет возросла на 22,1%, составив 1 094 000 км на начало 2012 г. (на конец 2002 г. она составляла 898 000 км). Рост происходил за счет дорог общего пользования, при этом существенно сократилась как протяженность, так и доля автодорог необщего пользования - с 34% на конец 2002 г. (305 000 км) до 15,3% на начало 2012 г. (167 000 км). Это не означает, как правило, что столь много дорог необщего пользования перестали существовать. Просто они перестали находиться в собственности юридических лиц и стали, опять же как правило, муниципальной или государственной собственностью.
Автомобильный парк России в период с 2002 по 2012 г. значительно увеличился, особенно в части легковых автомобилей. Их количество выросло в 1,7 раза - с 22,3 млн легковых автомобилей в начале 2003 г. до 38,8 млн в начале 2013 г. Доля иномарок среди легковых автомобилей выросла за 10 лет в 2,4 раза: если в начале 2003 г. она составляла 22,2%, то по состоянию на начало 2013 г. иномарок было уже 53,1% от всех легковых автомобилей.
Сейчас Россия располагает 64 морскими портами, среди них единственный порт является специализированным пассажирским - порт Санкт-Петербург. Остальные порты торговые и торгово-пассажирские. Их количество существенно возросло - с 43 в 2002 г. до 63 в 2012 г.
Торговый флот России за прошедший период сократился почти на треть. Если в начале 2003 г. он включал 3886 морских судов, то в начале 2013 г. - только 2760, сокращение составило 29%. Сокращение происходило за счет тех видов судов, которые составляют основную долю торгового флота (по количеству) - рыболовные суда и суда для генеральных грузов.
А вот авиапарк увеличился на 5,1% (с 5900 судов по состоянию на начало 2003 г. до 6200 судов по состоянию на начало 2012 г.). Состояние авиапарка при этом остается далеким от идеального. Если в начале 2003 г. более 15 лет находилось в эксплуатации 49,4% воздушных судов, то в начале 2010 г. таких судов было уже 57,4%. Самая тяжелая ситуация с возрастом судов сложилась к 2009 г., когда 85,8% судов были старше 15 лет. После этого активизировалось долгожданное обновление воздушного парка, и по состоянию на начало 2012 г. уже 19,8% судов были не старше пяти лет (в конце 2002 г. этот показатель составлял 0,9%).
В структуре авиапарка к концу 2013 г. преобладали самолеты импортного производства - их примерно 65%. При этом из 694 самолетов 19 крупнейших российских авиакомпаний только 93 - отечественного производства (13,4%). Всего семь авиакомпаний из рассмотренных используют отечественные самолеты.
Транспорт продолжает занимать 1-е место по стоимости основных фондов, как и в 2002 г.; однако доля основных фондов транспорта в общей стоимости основных фондов сократилась с 29,8% в 2002 г. до 26,6% в 2012 г. Проблема 10-летней давности (нехватка инвестиций, несмотря на их высокий уровень) несколько смягчилась. Если в 2002 г. в транспорт приходило 15,1% инвестиций в основной капитал в экономике России, то в 2012 г. этот показатель составил уже 24,7%. При этом уровень износа основных фондов на транспорте сократился весьма существенно по сравнению с 57%-ным уровнем износа в 2002 г., составив в 2011 г. 34%. Однако в последние годы износ основных фондов на транспорте снова начал расти.
Обращает на себя внимание 2004 год, когда уровень износа фондов на железнодорожном транспорте (а это больше половины основных фондов) резко сократился - с 59,8 до 6,7%. Однако резкое сокращение показателя было связано с особенностями учета, а не с обновлением фондов.
Уменьшение степени износа основных фондов в 2004 г. - бухгалтерский феномен, связанный с массовой передачей МПС России компании ОАО «РЖД» основных фондов в момент ее создания. Износ в этом случае начинал начисляться в соответствии с порядком бухгалтерского учета, исходя из рыночной стоимости на момент передачи, без учета ранее начисленного износа.
Так что радоваться резкому уменьшению показателя износа основных фондов на железнодорожном транспорте долго не пришлось.
А вот ситуация с износом авиапарка оказалась лучше ожиданий.
Средний срок службы эксплуатирующегося в гражданской авиации России парка магистральных самолетов близок к американскому: у нас - 13,1 года, в США и Канаде - 12,8. Самый молодой парк в Европе - 9,5 года.
Что касается занятости: с 2002 по 2012 г. среднесписочная численность занятых на транспорте выросла с 4,1 млн до 4,5 млн человек, при этом доля работников транспорта практически не изменилась, составив 6,3% всех занятых в экономике (в 2002 г. она составляла 6,2%).
Именно транспортная компания, ОАО «РЖД», является в настоящее время самой крупной коммерческой организацией - работодателем России, хотя численность сотрудников в ней и уменьшается в последнее время. Сокращение в 2013 г. составило 4,8% - до 880 820 человек. Набор новых сотрудников на места уходящих прекращен.
Основным стратегическим документом развития отрасли является Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 г. (принята в 2009 г.). Этот документ содержит множество целевых показателей, однако перспективы достижения их сегодня выглядят, мягко говоря, неоднозначными.
Так, согласно Транспортной стратегии, к 2015 г. в России должно быть построено более 5000 км железнодорожных линий, к 2020 г. - уже 10 000 км, а к 2030 г. - более 20 000. Есть и другие примеры малодостижимых в современных условиях целевых показателей - рост протяженности автомагистралей и скоростных дорог более чем вдвое к 2015 г. и более чем в 10 раз к 2030 г. (к уровню 2010 г.), рост скорости доставки контейнеров по железным дорогам - в 1,6 раз к 2015 г. и в 2,9 раз к 2030 г. (к уровню 2010 г.) и т. д.
В общем, нарисовать-то показатели смогли, а вот прогнозы по динамике развития отрасли пришлось делать скромнее. Да и как их не делать скромнее, если, к примеру, грузооборот транспорта в 2013 г. вырос всего лишь на 0,5% по сравнению с соответствующим показателем 2012 г.
Неудивительно, что стоимость транспорта за последние 10 лет снизилась в 1,8 раза и составила 120,7 трлн руб. Еще одна базовая отрасль стала стоить меньше.
В первой половине 2004 г. аудиторско-консалтинговая компания ФБК совместно с «Ведомостями» и РЕН ТВ представили проект «Сколько стоит Россия». В нынешней серии статей мы публикуем результаты новой оценки национального богатства России, проведенной ФБК 10 лет спустя (подробнее на сайте www.skolko.ru).