Аудитория для рыбы

Владимир Потапов создал компанию, которая торгует только дикой и только российской рыбой. И пока - только через интернет. Узкая специализация создает трудности, но отказываться от идеи предприниматель не намерен
Владимир Потапов до сих пор частенько сам развозит заказы клиентам
Владимир Потапов до сих пор частенько сам развозит заказы клиентам / Владимир Потапов до сих пор частенько сам развозит заказы клиентам / Анна Чернова / www.anna-chernova.ru

Понимают разницу. 91%

участников опроса, проведенного исследовательской компанией Onlineф Market Intelligence по просьбе «Ведомостей» среди 815 респондентов, проживающих в России, любят рыбу;

51%

предпочитает рыбу российскую (в пользу импортной высказались лишь 5%); 77% важно, замороженная она или охлажденная;

30%

волнует дикая она или искусственно выращенная. На вопрос, где вы предпочтете купить рыбу - в супермаркете или в специализированном магазине, - 45% высказались в пользу последнего варианта.

По образованию Потапов бухгалтер - закончил Московский экономико-статистический институт и даже несколько лет работал по специальности. А потом вдруг понял, что совсем не хотел бы заниматься этим всю жизнь.

Придя в известную московскую компанию, которая специализируется на фермерских продуктах, будущий бизнесмен начал осваивать новые профессии. Выбирал ассортимент, ездил по фермам, разговаривал с крестьянами. Был закупщиком и товароведом, водителем и фотографом, журналистом и экоинспектором, поваром и дегустатором. Тогда он много узнал о настоящей еде и понял, что при обилии водных ресурсов в России хорошей отечественной рыбе уделяется маловато внимания.

«Многие уже уяснили, что существуют фермерские мясо, молоко, овощи, а есть ширпотреб из супермаркета и между ними - пропасть, - говорит предприниматель. - И рыба бывает разная. Большинство людей, покупая рыбу, не задумываются, где она плавала и что ела, перед тем как попасть на прилавок. На Западе термин «дикая рыба» используется давно, и такая рыба ценится больше, чем искусственно выращенная. Я подумал, что и у нас дикая рыба должна найти аудиторию».

С этой идеей Потапов пришел к своему старому другу Андрею Егорову. Вместе они быстро поняли, что ниша практически не занята, потенциал существенный и нужно переходить к действиям.

Хемингуэй в доле

Бизнес начали с минимальными вложениями - 30 000 руб. из собственных сбережений друзья потратили на покупку нового австрийского морозильного ларя. С помещением помог отец Потапова: первые полгода они занимали небольшую комнату рядом с метро «Ботанический сад». «Аренда была условно бесплатной, - улыбается Потапов. - По вечерам на бартерной основе я рисовал иллюстрации и интерфейсы для бухгалтерского приложения отца».

Обзаведясь контактами нескольких проверенных поставщиков, начинающие предприниматели договорились с ними о пробных поставках за наличные. Затем сверстали листовки с описанием рыбы и начали распространять их через друзей, родственников и знакомых. Сарафанное радио сработало очень быстро. «За первый месяц работы, не имея ни сайта, ни визиток, ни даже странички в социальных сетях, мы заработали 100 000 руб., - рассказывает Потапов. - Тогда я пошел в налоговую и зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, купил кассовый аппарат и открыл расчетный счет в банке». Компанию назвали «Старик и море». «Я и мой партнер оба любим Хемингуэя, - говорит Потапов. - Хотя, когда придумывали название, массу вариантов перебрали. Среди прочих был, например, вариант «Шапка Кусто».

Расставить сети

Вначале все продажи осуществлялись через электронную почту. На создание сайта времени не оставалось: днем молодые люди развозили заказы, по вечерам упаковывали новые, часто уходили домой ночью. Но в конце концов друзья подсказали им бесплатный движок для сайта и помогли в нем разобраться. Все наполнение сайта Потапов и Егоров создают сами - и тексты, и фотографии. «Не хочется, чтобы появлялись ворованные тексты, слова вроде «кушать» или «рыбка», а вместо фотографии селедки - щука», - замечает Потапов.

Сегодня помимо сайта и почтовых рассылок компания активно использует страницу в фейсбуке. «Чтобы люди не боялись покупать через интернет такой деликатный товар, как рыба, мы стараемся завоевать их доверие, - рассказывает Потапов. - Например, с помощью московских кулинаров проводим мастер-классы, показывая, что можно приготовить из нашей рыбы».

Основные клиенты компании - домохозяйки, гурманы, бывшие жители северных регионов, не представляющие своей жизни без чира и муксуна. Поступают предложения и от ресторанов и других интернет-магазинов.

Заказы доставляют два раза в неделю, по вторникам и четвергам. «Иногда нас просят и в другие дни, - говорит Потапов. - Если есть возможность, всегда идем навстречу. Например, клиент хочет получить продукт в пятницу, а водители уже заняты другими делами. Я смотрю - а он живет в соседнем доме. После работы сам завожу заказ. Трачу лишние пять минут, а человек счастлив».

Когда Татьяна Сергеева, руководитель проекта «Кухня в деталях», случайно увидела на фейсбуке страницу компании «Старик и море», она решила заказать рыбу для себя. «Владимир сам развозил заказы, мы познакомились и решили проводить совместные кулинарные мастер-классы, - вспоминает она. - Занятия с участием Потапова быстро стали популярны, и сегодня больше половины из тех, кто посетил их, - постоянные клиенты компании».

На ближайший, 2014 год компания видит стратегическое развитие только в Москве. «В планах открыть несколько розничных офлайн-магазинов в городе, а в долгосрочной перспективе можно подумать и об открытии в регионах», - надеется бизнесмен.

Сибирская наживка

По словам Потапова, от других игроков рынка его компанию отличает узкая специализация. Слоган компании - «Дикая рыба из России». «Мы не хотим превращаться в гастрономический бутик: у нас нет севрюжьей икры, черной трески и чилийского сибаса, - поясняет Потапов. - Зато есть поморская семга, камчатская корюшка и беломорская селедка. Мы хотим, чтобы в нашем ассортименте было как можно больше рыбы со всех уголков России». Рыбу, которой торгует «Старик и море», вылавливают в Белом, Баренцевом, Охотском и Беринговом морях, сибирских реках и северо-западной части Рыбинского водохранилища. «Наша рыба замораживается единожды в районе промысла и никогда не подвергается размораживанию и повторному замораживанию - ни во время транспортировки, ни во время хранения, - говорит Потапов. - Коптят рыбу только под заказ, без использования консервантов и жидкого дыма». Часть рыбы предприниматели привозят сами, часть закупают в Москве напрямую у поставщиков.

У другой компании - «Хариус хаус» ниша еще более узкая: только сибирская рыба. «Идея заняться таким бизнесом возникла случайно, - рассказывает Сергей Захаров, основатель и единственный сотрудник магазина «Хариус хаус» (каждый день, без выходных, он сам стоит за прилавком и оттуда же управляет всеми делами). - Попробовал я эту прекрасную рыбу в командировке в Сибири, очень понравилась, а в Москве ее найти не смог. Бросил наемную работу и решил открыть магазин». По его словам, это был первый и до сих пор единственный магазин с полным ассортиментом сибирской рыбы в Москве. На тот момент приобрести ее было сложно. А теперь она стала «модной». «Примерно в тот же момент начал организовывать доставки и Потапов - как раз после того, как под видом простодушного клиента пришел в мой магазин на «Соколе» и начал задавать всякие «шпионские» вопросы», - усмехается Захаров.

«Перед открытием онлайн-магазина мы провели мониторинг рынка и всех участников в данном сегменте, - говорит Потапов. - Это абсолютно нормальная практика, было бы странно, если бы мы этого не сделали».

Если Потапов работает в сегменте интернет-продаж и только планирует открывать офлайн-магазины, Захаров, напротив, с самого начала продает сибирскую рыбу в собственном магазине, правда с дополнительной услугой - доставкой. То есть товар можно заказать на сайте компании, и он будет доставлен по любому адресу в Москве.

Без семги и наваги

Поскольку импортной рыбой оба предпринимателя не занимаются, это создает трудности в бизнесе. «В этом году, например, вылов чавычи на Дальнем Востоке ограничен, - рассказывает Потапов. - Нам предлагали партию чавычи из Канады. Вроде бы та же самая рыба, тоже дикая, с документами. Но это импортный продукт, а мы работаем только с отечественным. Для меня это дело принципа. Назвался груздем - полезай в кузов».

Узкий сегмент, конечно же, не дает быстрого развития и легкого заработка, признает Захаров. Но, как и Потапов, он предпочитает оставаться на заявленных позициях: «Я предлагаю только очень хорошую и благородную сибирскую рыбу и не буду переходить на дешевую и всем известную навагу, треску, семгу и проч., хотя и понимаю, что с точки зрения развития бизнеса это неправильно».

Потапов позиционирует себя в сегменте дикой российской рыбы, но Захаров считает, что работает в другом. «Нет никакого сегмента дикой рыбы. Слишком громко сказано, - рассуждает он. - Что значит дикая рыба? Есть рыба морская, а есть сибирская или северная. Так ее все и понимают. Мой сегмент - скорее деликатесная рыба».

«В нашей компании 70% продаж приходится на импортную рыбу, - замечает Варвара Большакова, руководитель проекта 100Fish.ru. - Спрос на нее постоянно растет, поэтому мы бы не стали делать акцент только на российский продукт».

«В супермаркетах другие показатели развития, и качество не в числе первых. Там генерируют оборот, - убежден Захаров. - У меня же больше хобби с низким доходом. И это работает, пока мой продукт нужен людям».

Куда уходит рыба

Фактор сезонности - еще одна проблема для рыбного бизнеса, говорит Потапов. Например, дальневосточные лососи ловятся только летом, во время путины, т. е. когда идут на нерест. Срок годности замороженной горбуши - от восьми до двенадцати месяцев, т. е. если она выловлена в августе и срок годности у нее восемь месяцев, то в мае следующего года ее продавать уже нельзя. Приходится ждать осени, когда поступит новая партия рыбы с Дальнего Востока. На несколько месяцев так называемая красная рыба выбывает из ассортимента.

«Другой трудностью является тот факт, что лучшая рыба уходит за границу, - расстраивается предприниматель. - Если рыба правильно заморожена и хорошо упакована, ее охотно покупают Япония и Штаты, до Москвы доходят лишь крохи. На упаковке большинства рыбы и морепродуктов стоит маркировка в первую очередь на японском и английском языках, а уж потом на русском. Ситуация изменится, когда наши соотечественники распробуют дикую рыбу».

Несмотря на проблемы, бизнес компании «Старик и море» стабильно растет, отмечает Потапов: «В прошлом году оборот составил примерно 12 млн руб. В 2014 г. мы планируем выйти на ежемесячный оборот не менее 3 млн руб.».

«Наш путь тернист. Бывает, выходишь на интересного поставщика, изучаешь ассортимент, находишь редкие позиции, а как до дела доходит, оказывается, что рыба браконьерская, - разводит руками предприниматель. - Но мы с такой рыбой не работаем - нашим детям и внукам тоже должно что-то остаться».