Когда Исаакий строился

В «Мультимедиа арт музее» открылась выставка фотографий Москвы и Петербурга, сделанных Иваном Бианки полтора века назад
«Пантелеймоновский мост, 1822-1824. Проект инженеров Вильгельма фон Треттера и Василия Христиановича». 1853
«Пантелеймоновский мост, 1822-1824. Проект инженеров Вильгельма фон Треттера и Василия Христиановича». 1853 / Jean Olaniszyn, Archivio Ivan Bianchi

Иваном швейцарца Джованни Бианки называли потому, что он провел в России большую часть жизни, впрочем, в официальных документах его именовали и Йосифом, а сам он подписывался по-французски Жаном. Небольшая выставка его фотографий, открывшаяся в «Мультимедиа арт музее», также международная, собрана из фондов российских библиотек и швейцарского архива художника (это звание было присвоено ему Императорской академией художеств).

Цикл видов Санкт-Петербурга и Москвы был начат им в 1853 году, когда Бианки было за сорок и он стал профессиональным фотографом. Считается, что цель его съемки - познакомить западных людей с российскими столицами, особенно с новой. Петербургу в то время было полторы сотни лет, и он оставался новым, активно строящимся городом. Но кажется, что друживший с архитекторами фотограф снимал и для них. Кроме достопримечательностей (панорам Невы с набережными, Зимнего дворца, стрелки Васильевского острова) и важных новостроек (Исаакиевского собора, Царскосельского вокзала) на выставке присутствуют снимки загородных домов русской знати. Вообще Бианки снимал и портреты и фиксировал исторические события, но на выставке только виды.

Смотреть на старые городские фотографии всегда любопытно, особенно такие старые - середины позапрошлого века. Жизнь Бианки почти не фиксировал, живых существ на его снимках нет - разве что у Пантелеймоновского моста стоит лошадь с санями. Так что ничто не портит безлюдного пейзажа, где все внимание сосредоточено на архитектуре, ее больших и малых формах, снятых часто весьма поэтично. Большинство точек, с которых фотографировал Бианки, были освоены еще художниками-пейзажистами, а теперь известны любому туристу. От этого некоторые кадры можно посчитать современными, только мутными. А если вглядеться, то видно, что на Дворцовой площади стоит будка городового, а Исаакиевский собор еще строится.

Выставка проходит в рамках очередного Месяца фотографии, у его организаторов много работы. Только этим и объясняется странность: в пресс-релизе к выставке описано, как в старости фотографа обобрала жена-авантюристка, а в биографии отмечено, что эти сведения Александра Бенуа не соответствуют документам - по ним Бианки умер холостяком.

До 20 апреля