ФАС против систем бронирования
Руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил, что используемые системы бронирования авиабилетов не способствуют снижению цен. «Закон экономики говорит: вместо того чтобы летать с пустыми креслами, нужно снижать цену, чтобы <...> студент или бабушка смогли улететь», - добавляет он (цитаты по «Прайму»). Но системы бронирования этого не позволяют сделать, указывает он, поддерживая цены на прежнем уровне. «Мы хотим эту систему уничтожить. Ей на смену должна прийти не навязанная нам Западом система (она применяется в Европе и Америке. - «Ведомости»), а мы должны сделать свою - и сделать лучше», - заявил Артемьев.
ФАС не устраивает принцип работы систем бронирования авиабилетов, касающийся определения стоимости: чем ближе дата вылета, тем автоматически выше цена независимо от заполненности салона, поясняет начальник управления ФАС Дмитрий Рутенберг (его слова передал представитель службы). ФАС предлагает доработать используемые системы бронирования, чтобы билеты за 1-2 дня до вылета, напротив, становились дешевле. По его словам, эта идея уже обсуждалась с одним из крупнейших авиаперевозчиков (название не раскрывается), который пообещал проанализировать возможность и рассчитать экономический эффект.
Российские авиакомпании используют несколько глобальных систем бронирования - Amadeus, Galileo, Sabre и др. Есть и российская система - «Сирена-2000», но ею пользуются в основном российские авиакомпании и некоторые иностранные. Свою систему разрабатывает «Ростех», но подробности не раскрываются (представитель на вопросы не ответил).
Артемьева расстраивает механизм систем бронирования, который в зависимости от загрузки конкретного рейса и времени вылета автоматически открывает дешевые классы бронирования, если мест много, или закрывает некоторые дешевые классы, если свободных кресел на борту мало. Но установки по загрузке и времени рейса дают авиакомпании, объясняет директор агентства по продаже билетов. То есть, продолжает собеседник «Ведомостей», чтобы добиться результата, который хочет получить Артемьев, достаточно, чтобы авиакомпании изменили алгоритм включения механизма. Разрабатывать новую систему не обязательно. Сотрудник одной из авиакомпаний напоминает, что смена системы бронирования трудоемкая и дорогостоящая. В 2005 г. «Аэрофлот» перешел с системы Gabriel на Sabre, затраты оценивались в $18-25 млн (около 1% выручки).
Многие авиаперевозчики будут против перехода с уже испытанных систем на единую - это поставит их в зависимость от разработчика, считает гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. «ФАС в данном случае не борется с монополией, она ее собственными руками создает», - полагает директор агентства по продаже билетов.